В Латвии обнаружили захоронение жертв нацистов: пойдет ли власть на эксгумацию?
Михаил Кришталь
В городе Резекне на востоке Латвии в ходе проведения строительных работ по реконструкции сквера было обнаружено массовое захоронение советских военнопленных. О том, почему останки были найдены только сейчас, о судьбе погибших военнопленных, приблизительном количестве убитых, а также о реакции общественности, городских и национальных властей на данное событие аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с председателем правления общества ветеранов и их родственников RRO LAKCA города Резекне Ярославом ИВАНОВЫМ.
— Г-н Иванов, недавно в Резекне найдено массовое захоронение советских солдат. Почему оно не было обнаружено до сих пор?
— Необходимо уточнить: «массовое захоронение советских солдат» — это одно из мест массового захоронения нацистскими преступниками советских военнопленных-узников на территории концентрационного лагеря Шталаг №347, переименованного позднее в Шталаг № 340, расположенного в городе Резекне.
На участке площадью примерно 20 на 15 метров были найдены признаки двух или трех нетронутых рвов, плотно, в несколько слоев заполненных останками военнопленных Красной армии.
Предполагаю, что в ходе отступления армии вермахта в 1944 году нацисты смогли скрыть следы своих преступлений, вывезти оставшихся узников концлагеря — советских военнопленных — в другие концлагеря и замаскировать рвы, места захоронений своих жертв. Более того, после завершения войны часть зданий лагеря использовалась для нужд Советской армии.
Возможно, поэтому сами сведения о преступлениях фашистов и массовом убийстве военнопленных Красной армии в концентрационном лагере Шталаг-347/340 оставались невостребованными историками и краеведами города Резекне вплоть до 50-х годов XX века, когда город запланировал застроить данный район большим жилым массивом.
В 1950-е годы изыскания по поиску массовых захоронений проводились, но значимых результатов этой работы найти не удалось.
Зато в ходе строительства многоэтажных жилых зданий в конце 1960-х — начале 1970-х годов были обнаружены и перезахоронены останки пяти тысяч узников лагеря военнопленных на Братском кладбище на улице Миеру.
Именно тогда было остановлено строительство жилого массива. И в его центре, на месте бараков лагеря, были сооружены сквер и памятник жертвам Шталаг-347/340 в виде бетонной стены, на которой размещены три мемориальные плиты.
В 2005 году вместо утраченных плит были установлены новые плиты с надписями: KRITUŠIEM SLAVA. LĀSTS TIEM, KAS KĀVA!, а также «НА ЭТОМ МЕСТЕ В 1941–1944 ГОДАХ НАХОДИЛСЯ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ "ШТАЛАГ-340", В КОТОРОМ ОТ РУК ФАШИСТОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ ПОГИБЛО БОЛЕЕ 35 000 ЧЕЛОВЕК» на латышском, русском, английском и немецком языках.
Нынешние могилы, а именно рвы с массовыми захоронениями фашистских преступлений были обнаружены в ходе реконструкции городского сквера, расположенного на месте бывшего лагеря Шталаг-347/340, на расстоянии 50 метров от мемориала, посвященного жертвам Шталаг-347/340.
— Сколько еще таких скрытых захоронений, по Вашей оценке, может находиться в Латвии?
— Нужно понимать, что на территории Латвии распологалось три базовых шталага: 340-й — в Даугавпилсе, 347-й — в Резекне и 350-й — в Риге. В состав каждого входило несколько отделений, где содержались военнопленные.
Сложно сегодня понять логику советских властей, не желавших эксгумировать места захоронений и производить исследования на местах казней, проводимых немецкими фашистами и их латышскими коллаборационистами.
Но, думаю, историков и исследователей в Латвии ждет достаточно много скрытых захоронений, счет их будет на десятки.
Другой вопрос, получат ли историки разрешение на эксгумации и реальный учет преступлений фашизма от нынешней власти Латвии? Очень сомневаюсь.
— Какие планируются действия властей Резекне по случаю данного обнаружения?
— Городская власть в лице мэра Александра Барташевича считает, что обнаруженные останки узников концлагеря лучше не тревожить, а сделать подсыпку земли и официально объявить, что здесь находится захоронение.
При этом после проведенных отрядом «Легенда» поисковых работ еще неизвестно, скольких там останков военнопленных.
И, по мнению поисковиков, которое я также разделяю, речь идет о тысячах казненных.
Похоже, только на этом маленьком пятачке лежат в лучшем случае несколько сотен, а если обнаруженные рвы окажутся еще длиннее, то и больше, намного больше.
— Последовала ли какая-либо реакция общественности города Резекне на обнаружение массового захоронения?
— Общественные организации краеведов не были удивлены этими находками, ведь было общеизвестным фактом, что на территории концлагеря остались неизвестные захоронения, сделанные фашистами. Ведь, по данным краеведов, в лагере погибло более 35 тысяч военнопленных, но лишь останки 5 тысяч узников, обнаруженные в конце 1960-х — начале 1970-х годов, перезахоронены на Братском кладбище (Католическом кладбище) на улице Мирной, 67 (Mieru iela, 67). Останки остальных убитых военнопленных обнаружены не были!
Для общества ветеранов и их потомков RRO LAKCA важно только одно: достойное захоронение остатков советских солдат — победителей фашизма.
Каждый советский воин, погибший в лагере, имеет право на воинские почести, на уважение и похороны в освященной церковью земле, на церемонию проводов и склонение потомков перед их смертью на благо Родины.
— Известны ли подробности, касающиеся судьбы военнопленных солдат? Как они попали в руки нацистов?
— Основная масса военнопленных попала в лагерь в 1941 году, достоверной информации о Шталаге-347/340 очень мало, а нефальсифицированной в открытых источниках практически вообще нет.
Над темой Шталаге-347/340 работал краевед и депутат Сейма Латвии Владимир Никонов, написавший книгу, которая была издана в 2018 году. Также есть информация о лагере в копиях воспоминаний Анны Рословой и Дмитрия Ткачева, зафиксированных в середине 1960-х годов. Данные копии находятся в музее и консульстве Российской Федерации в Даугавпилсе.
— На сегодняшний день памятники воинам Красной армии в Латвии защищены соглашением об охране памятников советского периода. Как выполнение соглашения сочетается с резкой антисоветской риторикой латвийских властей?
— Есть «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о статусе латвийских захоронений на территории России и российских захоронений на территории Латвийской Республики». Согласно этому Соглашению, существует список захоронений воинов Красной армии на территории Латвии, которые обихожены и находятся под присмотром местной власти. Мемориал Шталаг-347 и территория лагеря в Резекне таковыми не являются и в списке не состоят. В интернете ошибочно именуют мемориал Шталаг-347 захоронением советских солдат, что не соответствует реальной действительности.
Антисоветская риторика латвийских властных структур является лишь средством увеличения русофобии и антироссийской пропаганды, продвигаемых структурами НАТО и США, и служит главным образом для противостояния и очернения современной России и ее государственных структур.
Думаю, она ничем не отличается от антисоветской риторики нынешней Украины или Грузии.
— Присуща ли антисоветская риторика молодому поколению латышей? Интересна ли им вообще эта историческая тематика? Каково их отношение к памятникам советским солдатам?
— Мне плохо известно о молодом поколении латышей. Понятно, что в латвийских школах детям «промывают» головы официальной идеологией об «оккупации» Латвии СССР, этими бесконечными унылыми рассказами о «депортации».
Однако в Латгалии (регионе Латвии), где мы проживаем и где этнический состав включает русских-староверов, латгалов, латышей и обрусевших поляков, антисоветкая риторика плохо работает, а рассказы родных и близких коренным образом отличаются от официальных псевдоисторических сведений об СССР.
И это внушает определенный оптимизм и надежду на будущее.