Политика Политика

Беларусь не хочет, чтобы саммит «Восточного партнерства» стал антироссийским

В Риге открылся очередной саммит «Восточного партнерства». О повестке дня саммита и участии Беларуси в программе «Восточное партнерство» порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Арсений СИВИЦКИЙ:

- Арсений Владимирович, какие у Вас ожидания и прогнозы относительно Рижского саммита «Восточного партнерства»?

- В целом от Рижского саммита «Восточного партнерства» вряд ли можно ожидать каких-либо сюрпризов. Ранее в прессе был опубликован проект декларации Рижского саммита, из которого исходило, что модернизированный вариант «Восточного партнерства» не будет представлен во время саммита. Этот вопрос был вынесен на более широкое обсуждение в рамках пересмотра в ЕС Европейской политики соседства, первые результаты которой, судя по всему, будут представлены уже осенью этого года.

Поэтому главная цель саммита — продемонстрировать, что несмотря на кризис «Восточного партнерства», все же кое-какой прогресс достигнут, хоть и не в отношении всех участников «Восточного партнерства».

Вопреки ожиданиям, Грузия и Украина не получат безвизовый режим с ЕС, а высшей приобретенной целью между ЕС и Грузией, Молдовой и Украиной станет имплементация Соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли без обозначения каких-либо дальнейших перспектив.

- На Ваш взгляд, насколько повестка саммита отвечает интересам Беларуси?

- Беларусь ставит перед собой очень прагматичные цели в рамках «Восточного партнерства», поэтому в целом повестка саммита отвечает интересам Беларуси, особенно в части, касающейся белорусско-европейского взаимодействия. Единственный момент, который беспокоит белорусскую сторону, чтобы Рижский саммит не превратился в «антироссийский». Поэтому если из итоговой декларации не будет убран провокационный пассаж про «аннексию» Крыма Россией, существует риск, что белорусская сторона может и не подписаться под этим документом.

- Как Вы вообще оцениваете участие Беларуси в программе «Восточного партнерства»? Каких результатов она смогла добиться? Насколько полезной оказалась программа для страны?

- Сегодня «Восточное партнерство» — единственная институциональная рамка выстраивания отношений между Беларусью и ЕС (у Беларуси до сих пор отсутствует базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС). На повестке дня сейчас подписание соглашения об фасилитации визового режима и соглашения о реадмиссии, партнерство по мобильности, заключение меморандума о механизмах раннего предупреждения рисков в энергетической сфере. Правда, судя по всему, на Рижском саммите будет подписан только меморандум.

На многостороннем уровне Восточного партнерства Беларусь добилась успехов в продвижении нескольких инфраструктурных проектов с Литвой. Возможность реализации аналогичных проектов сейчас обсуждается с Латвией. Несмотря на ограниченные цели, которые ставит Беларусь перед собой в рамках Восточного партнерства, данная инициатива полезна для Беларуси, так как предоставляет возможности сотрудничества с ЕС, особенно в условиях, когда на Беларусь до сих пор распространяются европейские санкции.

- Президент Лукашенко предложил переформатировать «Восточное партнерство», сделав упор на экономику, и высказал пожелание, чтобы программа «не было направлена против кого-либо». Как Вы считаете, его предложение будет услышано европейскими партнерами?

- Да, по мнению белорусской стороны, ненаправленность против кого-либо и углубление экономического и бизнес-измерения в рамках «Восточного партнерства» являются гарантией его успешности.

- Как участие Беларуси в «Восточном партнерстве» соотносится с ее членством в Таможенном союзе? Нет ли здесь противоречий?

- Беларусь не ставит себе целью подписание Соглашения об ассоциации и вхождение в зону свободной торгов с ЕС, поэтому участие Беларуси в нынешнем виде в «Восточном партнерстве» не ставит под сомнение обязательства Беларуси в рамках Евразийского экономического союза.

Так что здесь противоречий нет.

- Удается ли Беларуси находить взаимопонимание со стороны европейских партнёров в рамках «Восточного партнерства» по ключевым вопросам?

- В целом «Восточное партнерство» предоставляет хорошие возможности для обсуждения достаточно широкого спектра вопросов белорусско-европейских отношений. Не всегда удается найти взаимопонимание по ключевым вопросам переговорной повестки дня, особенно по проблеме политзаключенных в Беларуси, даже в рамках переговоров по заключению упрощения визового режима существует определенное расхождение позиций. Но важно и то, что интенсификация белорусско-европейских отношений, прежде всего, происходит в рамках Восточного партнерства, что создает условия для нормального диалога по наиболее существенным вопросам двухсторонней повестки дня, особенно по тем, что представляют взаимный прагматический интерес.

- Каким Вы видите будущее «Восточного партнёрства»?

- Сегодня очевидно, что такие первоначальные стратегические цели «Восточного партнерства», как заключение Соглашения об ассоциации и вхождение в зону свободной торговли с ЕС, недоступны для ряда стран, прежде всего — для Беларуси и Армении, а также для Азербайджана. Эти страны не ставят перед собой данные цели в рамках «Восточного партнерства». В этом смысле «Восточное партнерство» должно стать более гибким, динамичным и дифференцированным, чтобы, в том числе, учитывать потребности своих партнеров.