Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич предложил британскому коллеге Борису Джонсону помощь в связи с «делом Скрипаля». Судя по конкретным предложениям Ринкевича и его коллег из других стран Балтии, прибалтийская «помощь» в очередной раз сводится к предоставлению своей территории для целей борьбы с Россией.
Глава латвийского МИД вслед за своим литовским коллегой посетил Лондон. Как и Линаса Линкявичюса, Эдгара Ринкевича в переговорах с британским коллегой интересовали только два действительно важных для Прибалтийских республик вопроса: судьба своих гастарбайтеров в Великобритании и борьба с Россией.
На переговорах с Борисом Джонсоном Ринкевич заявил: «Рига рассматривает не только какие-то декларативные шаги, но и то, чем практически можем помочь». Имеется в виду — помочь с расследованием отравления в Солсбери бывшего офицера ГРУ России, перебежчика Сергея Скрипаля и его дочери.
Помочь Лондону предлагается, разместив на территории Латвии закрытый в Москве Британский совет или редакцию Русской службы Би-би-си в том случае, если ее выгонят из России.
На первый взгляд предложения Ринкевича кажутся несуразицей. Британский совет — это официальный инструмент «мягкой силы» Ее Величества в России: общественная организация под патронажем британского МИД, которая организовывала культурные программы, научные конференции, круглые столы, семинары, школьные и студенческие обмены между Британией и Россией.
До скандала с огульным обвинением России в отравлении Скрипаля Москва позволяла такую деятельность, хотя Лондон не разрешал открытие аналогичного Британскому совету по функциям Российского центра науки и культуры в Соединенном Королевстве (есть только представительство Россотрудничества в Лондоне) и не подписал с Москвой межправительственного соглашения о принципах работы национальных и культурных центров. После дипломатического хамства с ультиматумами и советами «заткнуться» от британских министров проявлять дальше либерализм и идти на уступки британцам стало невозможно.
Закрытие Британского совета — серьезный удар по британской «мягкой силе» в России, потому что осуществлять свою деятельность такая организация может только на территории страны, по которой работает. Переносить московский офис Британского совета в Латвию, чтобы он там продолжал работать по России, бесполезно — даже такой «профессионал» дипломатической службы, как Эдгар Ринкевич, должен это понимать.
Его предложение имеет смысл только в одном случае: если Британский совет перепрофилируют и превратят в контору по вмешательству в российскую внутреннюю политику, действующую с территории Латвии.
Был центр культурных программ и молодежных обменов — станет дом встреч российских политэмигрантов в Риге, достойная конкуренция Форуму свободной России в Вильнюсе. Вероятно, именно в этом состоит инициатива Ринкевича.
В подобном должен быть и смысл эмиграции в Латвию Русской службы Би-би-си, которую обещали выгнать из России, если Лондон запретит в Великобритании телеканал RT. Предлагается создать еще одну «Медузу» — пропагандистский рупор, вещающий на Россию с латвийской территории.
Правда, Русская служба Би-би-си и так представляет собой пропагандистский рупор. Работая в России, продвигает антироссийскую позицию, критикует руководство страны, оказывает информационную поддержку прозападной оппозиции. Но латвийские власти могут этого не знать и даже не верить, что такое возможно. Они ведь по себе судят: никогда не поверят, что путинский «кровавый режим» может сквозь пальцы смотреть на враждебную работу в Москве редакции иностранного СМИ. Какой скандал был три года назад, когда Sputnik попросил разрешения открыть представительство в Риге! Расценили это чуть ли не как начало российского вторжения.
В любом случае инициативы Эдгара Ринкевича удачно дополняют ранее сделанные тому же Борису Джонсону предложения Линаса Линкявичюса. Глава литовского МИД предложил Великобритании направлять побольше своих военных в интернациональный батальон НАТО в Литве.
Складывается целостная картинка.
Прибалтийские политики усиленно предлагают союзникам по НАТО использовать территории своих стран для борьбы с Россией — Прибалтика видится ими самими и навязывается международному сообществу исключительно как плацдарм для антироссийской деятельности.
С территории Прибалтики против России можно вести информационные войны, психологические войны, кибервойны. Наконец, использовать эту территорию для шантажа прямой военной атакой.
Поэтому на эту территорию завозятся новые вооружения, на ней создаются военные подразделения, открываются всевозможные структуры НАТО: Центр энергетической безопасности НАТО в Литве, Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии, Центр стратегической коммуникации НАТО в Латвии.
Поэтому страны Прибалтики просят разместить на своей территории американскую систему ПРО. Поэтому Литва рассчитывает получить у американцев ЗРК Patriot. От этого и всплеск предложений к Лондону насчет Британского совета, Русской службы Би-би-си и британских военных в Прибалтике.
Власти Литвы, Латвии и Эстонии давно уже пришли к выводу, что ничем, кроме восточного соседа, они миру не интересны и ничего, кроме предоставления своей территории под антироссийский полигон у границ России, предложить не могут.
Экономические инвестиции в Прибалтику не идут, так пусть будут хоть политические инвестиции в виде баз НАТО и приютов для бездомной российской оппозиции. Так западные союзники хотя бы будут помнить о существовании балтийских стран.
Суетливая возня прибалтийских дипломатов в связи с «делом Скрипаля» в этом смысле очень показательна. Они так торопятся предложить свои услуги по борьбе с Россией: явно боятся, что завтра страсти могут утихнуть и прибалтийские «акции» начнут падать в цене. Потому что иные услуги, кроме антироссийских, страны Балтии на международном политическом рынке продавать не способны.