Центр стратегических коммуникаций НАТО нашел угрозу в российских юмористических шоу — КВН и «Вечернем Урганте». Исследователи пришли к выводу, что через юмор российские СМИ влияют на аудиторию и программируют в ней определенное отношение и к России, и к ее президенту, и к Западу.
Заказ на изучение воздействия российского юмора на постсоветскую аудиторию исходил от Министерства обороны Латвии. В итоге, что мы имеем?
«Уже лет десять я занимаюсь исследованием политической коммуникации. Обычные исследователи концентрируют внимание на "хард-контенте" — это новости, дискуссии», — рассказала в интервью радиостанции «Свобода» автор исследования, доцент Видземской высшей школы прикладных наук Солвита Денис.
По ее словам, КВН она смотрит сама и даже когда-то в нём участвовала.
«Да, я смотрю КВН. Не в окопах и в каске, а дома, в домашних тапочках, сидя в удобном кресле. А на полке у меня стоит высшая награда Латвийской лиги КВН. Как и миллионы русскоязычных, я тоже играла в КВН. И у меня осталось много знакомых и приятелей там. Правда, это было лет 20 назад», — продолжает она.
И далее уточняет:
«Сейчас исследования "тяжелого содержания" и изменение "софт-контента" начали складываться в один пазл. Пример — как перед 2010 годом изменился информационный фон вокруг президента Белоруссии Александра Лукашенко. Это было настолько очевидно, что я стала уделять этому всё больше и больше внимания. И тогда я обратилась к теории, где увидела, что об использовании юмора в стратегической коммуникации написаны тысячи страниц. Это не только XXI век. Это и XX век, и ранее — начиная от Аристотеля. Это и мирное время, это и война. И, конечно, эта тема не могла не заинтересовать. Почему КВН... Наверное, можно процитировать кого-то из тех, кто последние дни комментировал эту историю. КВН — это "святое". Даже вчера Первый канал явно сменил главную тему эфира. Очевидно, что планировались выпуски про "Крымнаш", а получилось, что львиная доля ушла на "КВН наш"».
Исследователь также отметила, что писала свою работу не для русскоязычной аудитории.
«Действительно, КВН — это что-то очень особое, особое именно для русскоязычной аудитории. Мне была поставлена задача описать это явление для нерусскоязычной аудитории, и было довольно сложно. Потому что очень многие не слышали, не смотрели, не говоря уже о том, что когда-либо играли в КВН. Я нашла другие англоязычные исследования про КВН. Нынешнее — далеко не первое, в том числе о стратегической роли КВН», — сказала она.
Реакция самих кавээнщиков не заставила себя ждать. Почти все команды высшей лиги в интернете отреагировали на это исследование с юмором. Организовали в интернете флешмоб. «Дорогая, я секретный агент, не жди меня к ужину», — примерно такие шутки появились на страницах кавээнщиков в социальных сетях.
Самый главный в «Клубе веселых и находчивых» — Александр Масляков был лаконичен, сказав, что всё это несерьезно. А многолетний член жюри Юлий Гусман в интервью радио Baltkom заявил, что это и смешно, и грустно. «Жаль, что именно Латвия, которая 15 лет была домом для КВН, нанесла этот удар в спину», — сказал он.
Я не знаю, как относиться ко всей этой истории. Мне нравится КВН, нравится Comedy Club, абсолютно безразличен «Вечерний Ургант» и уж точно никаких приятных эмоций не вызывает «Кривое зеркало» Евгения Петросяна.
Мне нравятся хорошие шутки, а плохие не нравятся.
Тем более, если их пытаются высказывать с серьезным лицом.
Никому хуже от этого исследования точно не будет. Минобороны получит экспертную оценку, кавээнщики посмеются, и через пару недель эта тема уйдет в анналы истории. Возможно, доклад даже засекретят лет на 50.
Но я бы предложил НАТО исследовать влияние Центра государственного языка на русскоязычную аудиторию. Думаю, что никакой КВН с «Вечерним Ургантом» не сравнится с тем «прокремлевским» воздействием, которое это учреждение оказывает на русскоязычных и в Латвии, и даже за ее пределами.
Кстати, может, им создать свою команду в КВН? Уверен, там их ждет большой успех. Даже шутить не придется.