Украинский социолог: штаб Порошенко работает с фанатизмом, итог первого тура непредсказуем
Сергей Половинец
За месяц с лишним до выборов президента на Украине все больше говорят о провокациях, масштабных фальсификациях и срыве голосования. Готовы ли кандидаты в президенты пойти на незаконные методы борьбы, какой будет явка избирателей и кто выйдет во второй тур, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал украинский социолог Евгений КОПАТЬКО.
— Г-н Копатько, сколько избирателей сегодня готовы прийти на участок и отдать голос за того или иного кандидата в президенты Украины?
— Мы не знаем точного количества избирателей. По данным ЦВК (Центральная избирательная комиссия Украины), это около 37 миллионов человек. Сколько из них готовы прийти и проголосовать — вопрос к социологам. Декларируют участие от 70 до 75% избирателей. Но как в действительности будут вести себя люди, сказать трудно. Часто граждане говорят, что они придут голосовать.
На досрочных выборах 2014 года проголосовало значительно меньше людей. По данным ЦВК, Порошенко получил восемь с лишним миллионов голосов.
Тогда почти половина людей, зарегистрированных в 2013 году как избиратели, не пришли проголосовать.
Сколько придет на самом деле, будет зависеть от того, насколько активно будет вестись кампания, насколько люди будут готовы участвовать в выборах, как они будут реагировать на предсказываемые нарушения, как поведут себя кандидаты. Факторов, которые повлияют на явку и голосование, более чем достаточно. Я не говорю уже о погодных условиях.
— На сегодняшний день сложно сказать, сколько людей, обладающих правом голоса, находится на территории Украины. Создает ли такая ситуация возможность фальсификации выборов?
— Об этом только ленивый не говорит. Часто говорят, что вбросят миллионы голосов. Я социолог, а социологи фиксируют ситуацию по факту: как люди относятся и как голосуют.
Сейчас, в условиях обострения борьбы, достаточно серьезного внутреннего конфликта между украинскими элитами. У меня есть предположение, что у противников власти найдутся ресурсы и аргументы, чтобы как минимум обеспечить для себя прозрачность этих выборов.
Задача любого серьезного кандидата в президенты в том, чтобы не только вывести в лидеры свою кандидатуру, но и защитить выборы. Вопрос защиты наиболее актуален для команд Петра Порошенко, Юлии Тимошенко, Владимира Зеленского, возможно, Юрия Бойко, Анатолия Гриценко и других кандидатов.
Я и многие социологи считаем, что Андрей Садовой возьмет достаточно большой процент голосов на Западной Украине. Возможно, подобные ситуации сложатся в других областях или группах областей. Для этих кандидатов защита выборов, пусть и в локальном пространстве, а не в масштабах всей страны, будет иметь большое значение. Поэтому вопрос фальсификаций по-прежнему остается открытым.
Не стоит забывать и о внешнем факторе.
Внешнее влияние на выборы на Украине имеет большое значение. Под внешним фактором я имею в виду западный.
— Социология как направление исследований является инструментом обратной связи народа с властью. Прислушиваются в руководстве Украины к данным общественного мнения?
— Очень прислушиваются. Для любого кандидата важна объективная информация, во власти он или в оппозиции. Еще на выборах 1994 и 1995 годов интерес к таким исследованиям был очень высок.
Кто работает грамотно и профессионально, тот уделяет в социологических мониторингах большое внимание не только прогнозным исследованиям и явке, но и проблематике территорий, отношению к кандидатам, эффективности ведения избирательной кампании.
У Порошенко и Тимошенко работают грамотные специалисты. На Украине сейчас есть 6–7 компаний, которые активно проводят электоральные исследования, и на их данные, так или иначе, опираются кандидаты.
На Украине происходили фальсификации социологических исследований.
Были и сбои, связанные с тем, что где-то не было возможности провести исследования. Но даже ведущие компании уличались в том, что цифры не коррелировали. Особенно это касалось проведения экзит-поллов.
— При наличии не самого высокого рейтинга у действующего президента на какие шаги он может решиться, чтобы продлить свои полномочия?
— Порошенко стартовал с не очень хорошей позиции. Перед Новым годом было введено военное положение. Но были две серьезные акции, которые повлияли на отношение к Порошенко, особенно на западе Украины: это инцидент в Черном море и томос. Это если не стабилизировало его позицию, то дало перевес в информационном поле. Так, небольшая, но значительная часть населения Украины восприняла томос достаточно позитивно.
Было одно странное совпадение в тот момент, когда он выдвигал свою кандидатуру.
Руководитель американских специальных служб сказал, что не обязательно Порошенко выиграет на этих выборах. На эту информацию отреагировали на Украине и за рубежом.
Но Петр Порошенко и его команда работают очень сильно и грамотно, даже в неблагоприятных и невыгодных для себя условиях. Они идут как в последний решительный бой.
Порошенко и его окружение долгое время были ньюсмейкерами. Вопрос в том, удастся ли Петру Алексеевичу пройти во второй тур, какие шансы, ожидания, будет ли какой-то слом. И здесь есть несколько вариантов.
Вариант первый: Порошенко выходит во второй тур, а дальше вопросов больше, чем ответов. Тут моделировать трудно.
Вариант второй: Порошенко не проходит во второй тур. Предпосылки для этого сейчас есть. Но недооценивать действующего президента нельзя.
Есть вариант, что выборы могут сорваться.
Во-первых, это обострение ситуации внутри страны. На это обращали внимание и американцы. Они говорили, что выборы — это очень рискованный процесс в условиях сегодняшней Украины. Это может усилить внутреннюю турбулентность в стране и привести к тому, что выборы не состоятся или возникнет вопрос об их честности и легитимности. Сейчас эти предпосылки уже есть. Формально участие нескольких миллионов человек в выборах в силу разных причин будет затруднено.
Во-вторых, действия кандидатов, которые представляют как бы оппозицию, будет затруднено. Это все аргументы в пользу того, что отношение к выборам может быть неоднозначным.
Сейчас многое зависит от того, как на Западе к этому отнесутся. Больше становится критических материалов относительно демократии, равных прав для представителей различных политических сил.
В-третьих, очень важно, как отнесется к этому Россия. В 2014 году в России говорили, что будут стараться работать с любой властью. Время показало, к чему это привело.
Вопросов сейчас больше, чем ответов. Порошенко стартовал с плохой стартовой позиции, но его команда работает с фанатизмом.
— Может существующий на данный момент расклад сил в предвыборных рейтингах кардинальным образом измениться?
— Такие прецеденты были. В 2014 году выборы прошли в один тур. Тогда Порошенко получил более 50% голосов. Ситуация в стране была расшатанной. Еще не было Иловайского котла. Порошенко тогда пообещал закончить войну очень быстро. В условиях нестабильности такие варианты возможны.
Можно привести французский пример. Когда были уже определены основные кандидаты — Жан-Люк Меланшон, Марин Ле Пен и так далее. До выборов оставалось немного времени, люди уже понимали, кто будет фаворитом, смотрели рейтинги. Вмешивается в ход кампании ситуация. Эмманюэль Макрон, молодой человек в возрасте 38 лет, снимает одного кандидата, другой уходит. И Макрон выходит во второй тур с Ле Пен и побеждает.
Если это произошло во Франции, то почему это не может случиться на Украине? Были уже разговоры о том, что Зеленского могут снять с выборов.
Будет борьба компроматов: кто более лоялен, а кто менее лоялен к нынешней украинской реальности. Ключевым будет вопрос отношений с Россией, с Западом, ситуация в Донбассе. Еще будут вопросы бизнеса и отношения к другим политическим игрокам. Кризис внутри общества серьезный. За эти пять лет у политиков не так много достижений, которыми можно было бы похвастаться.
Выбор не за кого-то, а против. Тот же Зеленский устойчиво держит первую позицию больше месяца, и если его удастся скинуть, то куда пойдут его голоса? Явно не к Порошенко.
Представителей оппозиции тоже недооценивать нельзя. У них есть скрытый большой потенциал. Когда оппозиционный блок выступал как единая сила, то на юго-востоке они побеждали. В восточных областях Украины тот же Юрий Бойко или Вадим Рабинович имели совокупное большинство. Переток от этих кандидатов шел не в пользу Порошенко.