Политика Политика

В Эстонии предложили ракетный удар по Петербургу к 75-летию снятия блокады Ленинграда

На крупнейшем интернет-портале Эстонии появилась статья с предложениями купить ракетную систему для удара по Санкт-Петербургу и заняться пиратством против российских гражданских судов на Балтике. Такие экстремистские призывы объясняются необходимостью «военного сдерживания» России. Зачем понадобилась такая провокация и как статья на портале Delfi связана с мартовскими выборами в парламент Эстонии, RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай МЕЖЕВИЧ.

Г-н Межевич, крупнейшее интернет-СМИ Эстонии, портал Delfi, предлагает купить ракетную систему для военного сдерживания России путем ракетного удара по Санкт-Петербургу. Они это серьезно?

— Портал Delfi в своих основных версиях является не только эстонским, но еще латышским и литовским. Некий эстонский журналист предлагает купить оперативно-тактическое ракетное оружие. Речь идет не только о покупке оружия для нападения на Санкт-Петербург, но и о подготовке флота для перекрытия морских путей из Санкт-Петербурга на запад. Такие скромные задачи перед своей страной ставит эстонский журналист.

Николай Межевич / Фото: antimaidan.ru

Автор статьи в Delfi ставит целью оборонной политики Эстонии «напугать Россию»? Такая цель для Эстонии реальна и достижима?

— Я не думаю, что в данной публикации ставилась задача напугать Россию. Сейчас количество параноиков в эстонской внешней политике выше всяких пределов. Начиная с министра иностранных дел, министра обороны и примкнувшего к ним министра юстиции, который тоже делает заявления на этот счет. Только Литва способна конкурировать с Эстонией по этому показателю.

Несмотря на такое количество параноиков, эти люди реально представляют конечный результат попытки нападения на Петербург. Мы не должны недооценивать наших противников. Эстония, безусловно, на сегодняшний день является нашим противником. Только это противник не в военной, а в идеологической и социокультурной сферах.

Конечно, никто из эстонских руководителей не планирует превентивного нападения на Россию. Они ждут нападения на Эстонию. Они очень просят напасть на Эстонию. Это голубая мечта всех эстонских руководителей. Они просят: нападите, пожалуйста, нам же нужно отчитываться перед своим народом.

Нам нужно объяснить, куда в Эстонии делись сельское хозяйство и промышленность и почему наша экономика висит как удавленник на брюссельских дотациях, почему ни один правительственный проект не заканчивается успехом, а оборачивается скандалом.

Эстонский избиратель спрашивает, почему у него отняли возможность залить проблемы алкоголем, кто виноват в скандале с Danske Bank (этот крупнейший коммерческий банк Дании опубликовал расследование, согласно которому через его отделение в Эстонии отмыли миллиарды долларов из России — прим. RuBaltic.Ru), что происходит с Rail Baltica, почему женщины рожают в канаве, но готовится строительство туннеля до Хельсинки и далее — на Луну? От таких вопросов болит голова, и вся пьющая часть Эстонии, а это немалая часть, поехала отовариваться алкоголем в Латвию — на радость латышам.

Для того, чтобы люди не задавали вопросов по экономике, по социальной сфере, по вопросам межнациональных отношений, нужен враг — Россия. А в это время правительство Эстонии разрешит хоронить зарубежные радиоактивные отходы на своем побережье, тоже у российской границы, в Силламяэ, где квартиры стоят 10 евро.

Силламяэское хранилище в Эстонии / Фото: Delfi

В эстонской прессе время от времени крайне осторожно мелькает тезис о том, что смысл существования Эстонии заключается исключительно в противостоянии России. Странная смысловая нагрузка собственной государственности. Без идеи противостояния России в Эстонии не остается государствообразующей идеи. Эстонские политики превратили свою страну в маленький и злобный проект анти-России со вкусом жаренной на свином сале салаки.

Экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уже после президентства, в июне 2018 года, высказывался на эту тему. Он сказал, что если Россия нападет на Эстонию, то она потеряет не только Петербург, но также Омск и Томск.

Предельно милитаризованное эстонское сознание и запредельная некомпетентность в отношении тех явлений и процессов, которые происходят в России. Всякий полуспившийся эстонский эксперт, посещавший Россию тридцать лет назад, искренне уверен в том, что он разбирается в происходящих там событиях.

Отсюда исходит общий уровень эстонской внешней политики. Безумные заявления по Крыму, азовской провокации, гостуризм в Океанию и Африку.

Вам не кажется, что у правительств стран бывшего социалистического лагеря и СНГ появился универсальный инструмент объяснения своих неудач? Милитаризированному и русофобски настроенному обществу гораздо легче объяснять неудачи своей внутренней политики. Например, похожую картину можно наблюдать на Украине.

— Полностью согласиться с Вашим тезисом нельзя. В СНГ и Евразийский экономический союз входят очень разные государства. Есть Украина; это особый случай, и здесь Вы правы.

А есть Беларусь, и это совсем другая история.  Провокаторам, в том числе прибалтийским, нас поссорить не удастся.

Но в целом некоторая тенденция объяснять сегодняшние проблемы виной советского прошлого, безусловно, присутствует.

Министр внутренних дел Эстонии пару лет назад в трезвом состоянии на заседании правительства говорил, что проблемой МВД Эстонии является «советский оккупационный период». Из-за этого невозможно подготовить нормальные кадры и снизить уровень преступности. Хотя это было уже через 26 лет после 1991 года.

Еще одним средством повлиять на Россию называется нарушение гражданского судоходства РФ. Для препятствования морской торговле можно захватывать торговые суда, нападать на них и топить. Это ведь откровенно экстремистские призывы, Вы видите здесь основания для возбуждения уголовного дела?

— Будет неправильно, если великая Россия устами министра иностранных дел или тем более президента станет реагировать на каждого сумасшедшего журналиста.

Но то, что предлагает журналист, не только выходит за всякие пределы международного права. Это та провокация, после которой Эстонии объективно не будет, и никто не станет задействовать пресловутую V статью из-за людей, решивших уничтожить собственную страну.

Карта Эстонии / Фото: btimes.ru

Должна ли Россия обращаться за пояснениями по поводу такой статьи к официальным представителям Эстонской Республики? Ведь все-таки эстонские Delfi — это не государство.

— Delfi по статусу примерно как «Известия» в России. Портал является очень влиятельным средством массовой информации. В Таллине шепчутся по углам о том, как реагируют русские и что последует за этим.

С моей точки зрения рассматриваемая статья — это сложная провокация Полиции безопасности Эстонии, внешней разведки, связанная с Минобороны и МИД Эстонии. Они ожидают от России неадекватных действий. Этого они не дождутся.

У эстонского детского писателя Андруса Кивиряхка есть блестящая книга «Жираф», где девочка Кай дружит с глистом Тынисом. Время прошло, глист стал Вахуром Кооритсом, эстонским журналистом. А кем стала девочка, пусть угадают наши читатели.

Как вообще России реагировать на подобного рода экстремистские материалы?

— На мой взгляд, поддержание любых экономических отношений с Эстонской Республикой является деятельностью, входящей в непосредственное противоречие с основными доктринами России в сфере национальной безопасности.

Вы предлагаете наказывать рублем?

— Я предлагаю наказывать рублем. Эстония хочет воевать с Россией? Извините, мы не готовы. И торговать с вами не готовы. И туристы к вам ездить не будут. 

Люди всюду хорошие, а Эстония как государство должна быть вычеркнута из любых стратегических документов России.

Напомню, что последние три концепции внешней политики лишены упоминания об Эстонии, Латвии и Литве. Их нет, они — фикция, но они сами за 28 лет добились этого положения.

Почему, на Ваш взгляд, статья в Delfi появилась именно сейчас?

— В Эстонии приближаются выборы. Эстонские выборы — это явление паранормальное. Спокойные, взвешенные и, по большому счету, прагматичные эстонцы перед выборами превращаются в итальянцев, сидящих на электрическом трансформаторе. Агрессия направлена не только внутрь, но и вовне Эстонии.

Найти врага за пределами страны, сосредоточить на нем свой удар и получить за это голоса — главная цель эстонских политиков. Получить голоса за счет разумной экономической программы невозможно.
В Эстонии нет политической партии, которая могла бы сегодня предложить эффективную программу экономического развития. Именно поэтому на остановках расклеивают плакаты в стиле нюрнбергских законов, именно поэтому развернут террор в отношении любых альтернативных мнений и их носителей.

 Ваши оценки эстонского интервью: не кажутся ли они Вам слишком жесткими, недипломатичными?

— В моем городе в блокаду погибло больше людей, чем жило и живет в Эстонии. Не надо нам угрожать ракетной атакой в дни скорби и памяти, и мы вернемся к языку дипломатии. Может быть.



Читайте также
17 января 2019
Интервью с бывшим руководителем департамента стратегического планирования Генерального штаба Национальных вооруженных сил Латвии, главным советником начальника полиции Риги Раймондом Рубловским.
23 декабря 2018
В Литве задержали Вайдаса Прунскуса, который предположительно является сыном первого премьер-министра независимой Литвы Казимиры Прунскене.
27 декабря 2018
Интервью с председателем Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата, архиепископом Нежинским и Прилукским Климентом Вечеря.
28 декабря 2018
Литовская полиция зарегистрировала более тысячи случаев семейного насилия за прошедшую праздничную неделю.