Ходжес уехал, клоуны остались: «Снежная встреча» разочаровала Литву
Олег Мирославов
На прошлой неделе в литовском Тракае состоялась очередная, двенадцатая по счету неформальная встреча единомышленников по «сдерживанию» России. Шаблонная повестка, отсутствие из года в год официальных лиц из Вашингтона и игнорирование мероприятия большинством стран Вишеградской группы свидетельствует о девальвации этого формата, по сути, продвигаемого Литвой исключительно для решения собственных задач.
Двенадцатая по счету «Снежная встреча» литовских и иностранных экспертов в области политики безопасности для обсуждения основных вызовов и угроз, стоящих сегодня перед трансатлантическим сообществом, прошла, прямо скажем, незаметно. И это при том, что в этом году в мероприятии принимали участие министры иностранных дел Латвии, Словакии и Украины, а также бывший командующий Вооруженными силами США в Европе генерал Бен Ходжес.
Показательно, что мероприятие проигнорировал его постоянный участник, бывший заместитель генерального секретаря НАТО, ведущий сотрудник Атлантического совета Александр Вершбоу. Из официальных американских лиц и вовсе никто не пожаловал. Что, в принципе, было ожидаемо.
После приезда в 2017 году заместителя генерального секретаря НАТО Роуз Готтемюлер Тракай довольствуется лишь отставными политиками и генералами, которые всегда не прочь поговорить о вызовах и угрозах — теперь уже в качестве экспертов, которые не несут никакой ответственности.
И тем не менее литовцев не покидала надежда, что встреча окажется богатой на страшилки про Россию и обещания финансовой поддержки главному «сдерживателю восточного агрессора», то есть Литве.
Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс изо всех сил старался задать встрече антироссийскую тональность, в своих речах сосредоточившись на исходящих для трансатлантического сообщества «угрозах» со стороны России, продолжающейся «агрессии» против Украины, а также вероятном вмешательстве Москвы в предстоящие президентские выборы в мае текущего года в самой Литве.
Министр констатировал наличие определенных разрывов в трансатлантическом единстве, посетовав на отсутствие четкой стратегии у НАТО и ЕС в отношении Москвы.
По его мнению, для преодоления этих разрывов европейцам нужно плотнее работать со своими заокеанскими партнерами и в меньшей степени рассуждать об автономии, в частности о создании собственных вооруженных сил, что лишь «создает беспричинное недовольство и недоверие за Атлантическим океаном». Казалось, что выступает не литовский министр, а американский конгрессмен.
Без внимания главы внешнеполитического ведомства не осталась и Беларусь, которая, по мнению Линкявичюса, «чем дальше, тем глубже интегрируется с Россией».
Обеспокоенность Литвы вызвала «агрессивная» позиция Москвы, которая «постоянно поднимает вопрос о претворении в жизнь планов по созданию Союзного государства».
В качестве наглядного примера глубины интеграционного процесса между двумя странами и «сокращения "суверенитета Белоруссии"» министр привел российско-белорусские учения «Запад-2017», которые продемонстрировали ему, «насколько сильно интегрирована Беларусь во все структуры России, особенно касающиеся обороны и безопасности».
Не обошлось в выступлении главы МИД Литвы и без дежурных призывов ужесточить санкции с целью сдерживания России, а также повысить обороноспособность натовского военного присутствия за счет развертывания систем ПВО и ВМС.
После такого забойного начала, очевидно, все должно было идти как по маслу. Каждый последующий выступающий должен был еще больше обличать коварные замыслы России и обвинять ее во всех смертных грехах, требуя ужесточения наказания. Но вместо этого центр дискуссии сместился в сторону другой темы, которая, по всей видимости, сегодня больше заботит Америку.
Бывший командующий Вооруженными силами США в Европе Бен Ходжес озвучил ровно те тезисы, о которых накануне мероприятия говорил в СМИ: «США нужно готовиться к войне с Китаем», поэтому Европе «нужно самой заняться Россией».
Вот так поворот. После таких высказываний стало ясно, что использовать генерала для нагнетания очередной антироссийской истерии вряд ли получится.
В Тракае от американца ждали жесткого осуждения продолжающейся российской военной «агрессии» и призыва к ужесточению антироссийских санкций. А вместо этого, по сути, получили совет самим заниматься собственной безопасностью.
Настоящее разочарование, должно быть, постигло Линаса Линкявичюса после высказываний Бена Ходжеса о прекрасной защищенности Литвы. Видимо, генерал, говоря о том, что «никто, когда-либо знакомый с литовскими военными, ни на минуту не сможет поверить, что Россия могла бы захватить Литву за один или два дня», хотел подчеркнуть, что Америка выполняет свои союзнические обязательства.
Но тем самым американец оказал литовцам медвежью услугу, лишив их возможности и дальше изображать в глазах американской администрации беспомощную жертву «агрессии» России.
На этом охотно спекулировала сама Даля Грибаускайте, называя российско-белорусские военные учения «Запад-2017» подготовкой к неминуемому нападению на прибалтийскую республику. А литовские парламентарии даже принимали участие в моделировании с коллегами по ассамблее НАТО и конгрессменами США сценариев того, как лучше защитить Прибалтику от нападения Москвы.
Тогда итогом коллективного мозгового «штурма» под руководством специалистов центра RAND стал вывод о том, что прибалтийские государства не продержатся и двадцати четырех часов, поэтому необходимо повышать расходы на оборону и боеготовность Альянса. Но выходит, теперь это все утратило актуальность.
Итак, в сухом остатке встречи мы имеем следующее: российской «агрессией» Литва должна заниматься сама, ее безопасности ничто не угрожает; противостояние с Китаем важнее пресловутой «российской угрозы»; кроме того, ехать в Тракай высокие гости уже не спешат, несмотря на все уговоры.Похоже, что двенадцатая тракайская «Снежная встреча» рискует стать последней, и даже не из-за неспособности хозяев дискуссионной площадки адаптироваться к меняющейся геополитической среде, предугадывая настроения заокеанских хозяев, а просто из-за того, что хозяева наигрались с игрушкой и теперь пойдут в магазин за новой — видимо, какой-нибудь корейской.