Зеленский обманул сотни тысяч ожидавших демобилизации украинских военных
Святослав Князев
Из украинского мобилизационного законопроекта перед его финальным рассмотрением в Верховной раде пропала одна из важнейших норм. Киевские политики и общественные деятели долгое время объясняли соотечественникам, что ужесточать мобилизационное законодательство необходимо из соображений справедливости — чтобы отпустить домой тех, кто находится на передовой уже больше двух лет. Однако оказалось, что на самом деле никого демобилизовать на Украине даже не собирались. Новыми мобилизованными заменяют не живых, а погибших, которых, по словам Зеленского, совсем немного.
Перед самым голосованием за законопроект, ужесточающий мобилизацию, 227 депутатов (при минимально необходимых 226-ти) украинской Верховной рады проголосовали за поправку, которая отменила норму об увольнении военных, прослуживших по призыву 36 месяцев. Это решение дало украинскому обществу много пищи для размышлений.
Когда киевские власти только начинали продвигать идею непопулярных норм вроде ограничения консульских услуг, изъятия водительских прав и огромных штрафов для так называемых «уклонистов», это делалось под лозунгами в поддержку справедливости. Мол, тех, кого мобилизовали еще в начале 2022-го года, по хорошему счету пора увольнять, а кто-то должен перехватить у них «эстафетную палочку».
Фактически украинские власти столкнули лбами избегающих службы в ВСУ граждан с мобилизованными и их родственниками.
В 2023 году в поддержку ужесточения мобилизационного законодательства высказывался на тот момент еще главком ВСУ Валерий Залужный:
«Самое главное, что этих людей через 36 месяцев будет кем заменить. Правительство, которое взялось реализовать этот закон, думаю, четко понимает, какие у нашего государства возможности. Я надеюсь, что мы справимся с задачей, чтобы заменить тех людей».
Примерно в том же ключе, хоть и не так конкретно, рассуждал и Владимир Зеленский.
«Это касается вопросов мобилизации. Все в Украине понимают, что в этой сфере нужны перемены. И это не просто вопрос количества тех, кто может быть мобилизован. Это вопрос сроков. И для демобилизации всех, кто сейчас в армии, и для тех, кто пойдет в армию», — цитировали его американские СМИ.
Вслед за президентом и главкомом тезис повторили десятки «говорящих голов» на телеэкране и в соцсетях.
Норма о демобилизации тех, кто прослужил в ВСУ 36 месяцев, была благополучно включена в законопроект и спокойно преодолела ряд бюрократических барьеров. Более того, некоторые нардепы предлагали усилить ее дополнением о демобилизации через 18 месяцев тех, кто всю службу провел на передовой. Многие в ВСУ уже начинали считать дни до дембеля. Но тут вдруг что-то пошло не так.
За несколько дней до окончательного принятия закона новый главком ВСУ Александр Сырский неожиданно обратился к министру обороны Рустему Умерову с предложением вынести вопросы демобилизации в отдельный закон. А тот, в свою очередь, донес идею до нардепов, поддержавших ее .
И тут же на самом высоком уровне началось продвижение идеи о том, что демобилизация, в принципе, никому не нужна.
«Были пожелания от Генштаба, понимающего оперативную ситуацию и угрозы, стоящие перед государством. Мы не можем сейчас принимать поспешные решения. Понятно, что популистских мыслей очень много», — прокомментировало свою позицию Минобороны Украины.
О том, что соответствующего закона не будет до отмены военного положения, сообщила общественности нардеп Марьяна Безуглая.
Бывшая замминистра обороны Украины Анна Маляр пошла дальше и в ходе выступления по телевидению заявила о том, что военные «должны были читать Конституцию и знать, что воевать нужно будет до конца, демобилизация по Конституции невозможна».
«Масштабная демобилизация в войске происходит либо после победы, либо после капитуляции», — поделился с украинским обществом своим мнением председатель совета резервистов сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко.
В конце концов против увольнения военных в запас публично выступил и сам Зеленский.
«Есть дебаты у парламентариев, они спорят о том, когда можно увольнять ребят, когда нет, кого из них и тому подобное. В обычном законодательстве не существует демобилизации во время войны. На это никто не рассчитывал», — заявил президент Украины, «забывший» о своих недавних рассуждениях по поводу сроков службы.
Однако значительная часть общества и сами мобилизованные доводами Зе-команды и околовластных лидеров общественного мнения не прониклись.
Политолог Игорь Рейтерович публично высказал мнение о том, что новый закон не решит проблемы ВСУ с личным составом, зато деморализует военных.
«Они прямо говорят: нам нужно понимание перспективы. Мы ее не получили. Так нельзя делать!», — отметил Рейтерович.
«Этот закон — кнут без пряников… Правительство относится к солдатам как к ресурсу», — заявил член команды экс-президента Украины Петра Порошенко, народный депутат Владимир Арьев.
«Правительство их унизило и оскорбило… Они не вечны. Они хотят видеть, как растут их дети, они хотят быть дома», — призналась в интервью иностранным СМИ жена одного из солдат.
СМИ и соцсети забиты высказываниями отчаявшихся украинских военных, жалующихся на то, что власть на них «наплевала», и обещающих уйти в «самоволку». Причем подобные посты собирают множество лайков. Авторам терять уже нечего. Многие «блогеры из ВСУ» погибают буквально через несколько недель после того, как к ним приходит популярность.
Зеленский явно осознавал негативный социальный резонанс своих действий, поэтому пошел на обман с демобилизацией вынужденно — чтобы скрыть еще более серьезную и опасную ложь.
Судя по всему, нехватка личного состава и потери ВСУ так велики, что новых мобилизованных бросают на место погибших и тяжелораненых. На замену потенциальных «демобилизованных» никакого нового призыва не хватит.
Зеленский весной объявил, что потери Украины составляют всего 31 тысячу убитыми. Однако эти слова вызвали возмущение и волны сарказма даже на украинских патриотических ресурсах. Общественники только на основании опубликованных в СМИ некрологов насчитали поименно свыше 42 тысяч погибших солдат. А ведь еще огромное количество числится пропавшими без вести, не меньше людей служили в засекреченных подразделениях или просто не попали на страницы средств массовой информации. Поэтому западные эксперты считают, что безвозвратные потери ВСУ составляют от 100 до 500 тысяч человек.
Система государственной лжи, выстроенная Киевом, становится слишком сложной и масштабной. Украинцам уже давно пора начать сопоставлять то, что их власти утверждали вчера, с тем, что они говорят сегодня.