Беларусь и Россия углубляют сотрудничество для защиты исторической правды
Всеволод Шимов
Россия и Беларусь договорились о совместном рецензировании учебников по истории. Об этом 26 февраля сообщил заместитель начальника Управления президента по реализации государственной политики в гуманитарной сфере Николай Овсиенко. По словам чиновника, это говорит о большом уровне доверия между двумя странами. Очевидно, данную меру можно считать шагом к выработке общих подходов в преподавании истории.
Преподавание истории в школах давно превратилось в арену политических игр. Действительно, это важный аспект, и то, какие при этом расставляются акценты, многое говорит о политике данного государства. Кроме того, внедрение исторических нарративов в массовое сознание определяет политическую стратегию государства в долгосрочной перспективе, ведь взгляд на прошлое во многом определяет отношения с другими странами и народами в настоящем и будущем.
После распада СССР началось стремительное разрушение общего гуманитарного пространства бывших союзных республик. Этому способствовали как внутренние, так и внешние факторы. Власти новых стран озаботились созданием собственных исторических нарративов, обосновывающих историческое существование этих государств в глубоком прошлом и их извечную борьбу за независимость и суверенитет. Практически всегда подобный подход оборачивался русофобией, так как период нахождения в составе СССР и Российской империи начинал трактоваться как «колониальное угнетение».
Продвижению подобных подходов помогали и внешние силы, заинтересованные в ослаблении влияния России на постсоветском пространстве. Одним из активнейших игроков на этом поле всегда был Европейский союз, финансировавший издание антироссийских учебников и организовывавший образовательные программы с соответствующим идеологическим наполнением для студентов из постсоветских стран. В последнее время этим активно занимается Турция, работающая в основном с тюркскими республиками бывшего СССР, а также национальными автономиями внутри России.
Традиционным объектом исторической деконструкции со стороны геополитических противников России всегда был образ Великой Отечественной войны, которая является краеугольным камнем общей исторической памяти народов бывшего СССР. Соответственно, разрушение этого образа способствовало бы вбиванию клина между Россией и государствами бывшего Советского Союза.
Не осталась в стороне от этого процесса и Беларусь, где память о Великой Отечественной войне остается важной основой национальной идентичности.
Классическим приемом подмены смыслов в отношении ВОВ является представление о ней не как об отечественной, а как о гражданской, с постепенной реабилитацией нацистских коллаборационистов как «борцов за независимость», у которых была «своя правда». Как работает эта технология, мы наглядно наблюдали на Украине. Сначала происходит фактическое уравнивание ветеранов ВОВ и нацистских прислужников, а затем последние и вовсе объявляются «национальными героями» и носителями единственно верной исторической правды.
Аналогичные попытки реабилитации коллаборационистов как носителей «своей правды» предпринимались и в Беларуси. Литераторы Наталья Арсеньева, Лариса Гениюш, Франтишек Олехнович, ксендз Винцент Годлевский, бургомистр Минска Вацлав Ивановский — попытки обеления этих персонажей, замаравшихся в сотрудничестве с нацистами, и встраивания их в национальный пантеон предпринимались неоднократно.
Очередная скандальная попытка реабилитации нацистского бургомистра Ивановского была недавно пресечена белорусской общественностью. В издательстве «Ридеро» была выпущена электронная книга белорусского автора Лауреша «Лебедка Ивановских», посвященная пасторальному бытописанию жизни этого семейства в их фамильном имении Лебедка. Однако под давлением общественности автор был вынужден снять книгу с публикации.
Впрочем, ревизии пытаются подвергать не только времена Великой Отечественной войны.
По сути, вся история Беларуси, начиная с возникновения на ее территории первых государственных образований, является полем идеологической битвы.
Белорусские националисты традиционно продвигают нарративы, не только отрицающие теснейшее культурное и этническое родство белорусов и русских, но и внедряющие идеи якобы вековой вражды между двумя восточнославянскими народами.
Ключевым для продвижения этого нарратива является образ одного из лидеров польского восстания 1863 года Константина Калиновского, превращенного идеологами белорусского национализма в национального героя Кастуся Калиновского.
Его образ, как белорусского национального героя, начал создаваться еще в советское время. Тогда его представляли как крестьянского вождя, а русофобский аспект его деятельности и пропаганды ретушировали. После распада СССР именно русофобия Калиновского стала продвигаться как якобы основное доказательство его белорусского патриотизма.
Опасность популяризации фигуры Калиновского очевидна. В Польше много лет действует образовательная программа его имени для студентов из Беларуси. Очевидно, что задача этой программы - не столько образование, сколько обработка белорусской молодежи в духе воинствующего национализма и русофобии. Воюющий на Украине террористический «полк имени Калиновского» также является наглядным доказательством опасности таких игр с исторической памятью.
Недавно российским историком Дюковым была издана книга «Неизвестное документальное наследие К. Калиновского», где автор аргументированно развенчивает образ Калиновского как крестьянского вождя и белорусского патриота, доказывая, что он был типичным польским националистом, мечтавшим о возрождении Речи Посполитой и имевший тесные связи в польских аристократических кругах.
Книга Дюкова является ярким напоминанием о том, что общая история России и Беларуси не сводится к событиям Великой Отечественной войны и советскому периоду. Восстание 1863 года, фигуры Калиновского и Муравьева, воссоединение униатов в 1839 году – все это важнейшие вехи нашей совместной истории и основа для широкой общественной дискуссии и выработки общей исторической концепции.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН