Политика Политика

Появится ли в Литве французское ядерное оружие?

Вряд ли президент Франции Эммануэль Макрон, заявляя о намерении раскрыть над Евросоюзом свой ядерный зонтик вместо американского, предполагал, что тем самым спровоцирует нешуточные страсти в руководстве Литвы. В Вильнюсе на этом фоне начались публичные перепалки между разными представителями власти.

Из литовских политиков предложение Макрона первым оценил президент республики, назвавший идею «интересной».

«Мы смотрим на это с большими ожиданиями, потому что ядерный зонтик стал бы серьезным сдерживающим средством против России, и очень важно использовать эту возможность для повышения нашей устойчивости, особенно на восточном фланге, поскольку он открыт для различных угроз», — заявил Гитанас Науседа.   

Его ставленник, нынешний глава литовского МИД Кястутис Будрис (как известно, до своего назначения на указанный пост работавший советником Науседы по национальной безопасности), поддержал шефа, в свою очередь назвав инициативу Макрона «очень своевременной и необходимой». Он же осуществил вброс в публичное пространство тезиса о возможности размещении на территории Литвы тактического ядерного оружия, правда, отдав предпочтение американскому, а не французскому.

Забавно, что тем самым Будрис несколько дезориентировал спикера литовского Сейма. Саулюс Сквернялис, с энтузиазмом откликнувшийся на перспективу оказаться под французским ядерным зонтиком и выразивший надежду на скорейшее направление в Литву французских специалистов, «которые могли бы обсудить, как это может выглядеть на самом деле», после реверанса главного литовского дипломата в сторону американцев оказался в довольно нелепой ситуации. Тут интересен довод в пользу размещения тактического ядерного оружия, приведенный Сквернялисом. Он уверяет, что даже без наличия в Литве ядерного оружия РФ в случае войны подвергла бы республику ядерной бомбардировке.

То есть все равно пропадать, так хоть русским напоследок жизнь усложним.

Комментировать такую логику трудно и, пожалуй, незачем.   

Зато на удивление трезво отнесся к перспективе смены «ядерного партнера» премьер-министр Литвы.        

«Прежде чем прятаться под какой-либо зонтик, нам нужно очень серьезно и ответственно подумать, какими будут последствия, какие возникнут обязательства и дополнительные угрозы», — попытался охладить пыл национальных политиков Гинтаутас Палуцкас.

По его мнению, само по себе предложение Макрона выглядит еще «очень сырым». Да и возможности Пятой республики в данном отношении куда скромнее американских (Палуцкас вообще назвал их «скудными»). Так зачем менять худо-бедно действующую крышу на заведомо дырявую?

«Обсуждать и говорить обо всем мы можем, но я призываю не подрывать доверие к НАТО», — добавил Палуцкас, продемонстрировав себя большим атлантистом, чем кто-либо еще в Вильнюсе.

Услышав такое, Науседа назвал скептические заявления о французском ядерном зонтике безответственными. Мол, Париж обладает всеми необходимыми техническими возможностями, готов ими поделиться, консультации уже ведутся, литовский президент лично общался на эту тему с французским, а «некоторые члены коалиции» норовят вставить палки в колеса.

Насчет коалиции стоит пояснить. Науседа подразумевал заключенное прошлой осенью соглашение социал-демократов (к которым принадлежит Палуцкас) с Демократическим союзом «Во имя Литвы» и партией «Заря Немана», в результате чего действительно была сформирована правящая коалиция в парламенте и правительстве.

Между прочим, к ней можно отнести и министра обороны Литвы Довиле Шакалене, которая тоже из соцдемов и теперь находится в еще более двусмысленном положении, чем Сквернялис, пытаясь угодить и своим, и чужим (которые для нее на самом деле тоже свои). Она вынуждена лавировать, делая противоречивые заявления. Сначала она назвала предложение Макрона «заслуживающим обсуждения». Затем подтвердила готовность рассмотреть возможность размещения в Литве ядерных ракет, пусть даже для этого придется изменить Конституцию. Но на одной из последующих пресс-конференций вдруг умерила пыл, заявив, что ей хотелось бы сначала дождаться «политического и военного консенсуса», а также максимальной конкретики по данному вопросу.

Причина таких метаний кроется не столько в подчинении партийной дисциплине, сколько в сугубо экономическом аспекте, который Шакалене, видимо, кто-то разъяснил. Возможно даже, это был Ремигиюс Жемайтайтис, посчитавший, во сколько обойдется Литве французский зонтик.   

«По моим приблизительным подсчетам, дополнительных средств нам будет нужно в размере от 1 до 2% ВВП. Затем добавьте еще 2% к нынешней обороне, где есть запрос на уровень не менее 5%. Мы категорически против!», — резюмировал лидер пресловутой «Зари Немана».

То есть Палуцкас, критикуя идею французского ядерного зонтика, делает это вовсе не в силу своего пацифизма или, тем более, пророссийских взглядов, а элементарно руководствуясь практическими соображениями.

Литве содержание на своей территории тактического ядерного оружия просто не по карману.

Да и делать свою страну одной из целей российского «Орешника» в ядерном исполнении Палуцкасу, видимо, не очень хочется. К тому же над ним не довлеет бывшее членство в КПСС, как над Науселой, который готов на все, лишь бы об этом факте его биографии не вспоминали.       

Кстати, с осторожностью можно предположить, что один из вышеназванных двух доводов вдруг возымел действие и на главу Литвы. Неспроста же Науседа вдруг заявил, что пока не видит нужды в отмене 137-й статьи Конституции, запрещающей нахождение на территории республики оружия массового поражения. А если возникнет такая необходимость, то пусть первый шаг сделает Госсовет по обороне.

Хотя не исключено, что изменение позиции литовского президента вызвано какими-то иными причинами.

Читайте также
14 марта
Латвия, Литва и Эстония с самых первых дней специальной военной операции России выразили свою безоговорочную солидарность с Киевом. И с тех пор придерживаются этой позиции, невзирая на откровенно нацистский характер режима Зеленского. Такое упорство объясняется не только общеизвестной русофобией властей в Таллине, Риге и Вильнюсе, но и личными интересами местных политиков.
16 марта
В Вильнюсе проходят акции протеста против повышения цен на билеты в общественном транспорте. Власти мнение людей игнорируют. Стоимость проезда все-таки вырастет. Но главное — сама постановка вопроса. Если бы кто-то в свое время сказал жителям советской Литвы, что из-за такой проблемы возможны митинги, они бы покрутили пальцем у виска. Но реальность «независимой» и «европейской» республики иная. Население стран Балтии экономит даже на продуктах питания и жалуется социологам на ухудшение качества жизни. Тем временем элиты Прибалтийских республик требуют продолжения конфронтации с Россией и роста военных расходов.
15 марта
Литва готова принять дополнительный батальон американских военных.
15 марта
Литва готова рассмотреть возможность внесения изменений в Конституцию, если союзники по НАТО предложат разместить на ее территории ядерное оружие.