Процессы переформатирования сознания населения республик бывшего СССР, предпринимаемые на протяжении последних 30 с лишним лет, направлены не только на очернение советского прошлого, но и на разрыв духовной связи населения новообразованных стран с Россией. Зачастую для этого создаются параллельные православные структуры, которые направлены на борьбу с духовным и моральным влиянием Русской Православной церкви.
Примером таких процессов является происходящее в Молдове навязывание ее гражданам Румынской православной церкви (РумПЦ) с центром в Бухаресте. Особенно активный характер он приобрел при нынешней власти. Продвижение Бессарабской метрополии РумПЦ сопровождается атаками на Молдавскую митрополию, которая действует как составная часть Московского патриархата.
На днях в Молдове был официально представлен новый викарий Бессарабской митрополии РумПЦ — епископ Нектарий.
Его задача — расширить влияние Румынской церкви и вытеснить из страны Молдавскую митрополию Московского патриархата.
Нынешние элиты Молдовы активно поддерживают Бессарабскую митрополию, превращая церковь в инструмент геополитических игр по украинскому сценарию, в который входил полный запрет православной церкви, ориентирующейся на Россию. В то же время реваншистские силы в Румынии, мечтающие о тотальном подчинении Молдовы и ее аннексии, используют Румынскую православную церковь для продвижения идеи «Великой Румынии» и присоединения РМ.
Например, политолог Анатолий Царану, который активно продвигает идею объединения Молдовы и Румынии, считает, что в стране не должно быть двух митрополий. По его мнению, Русская православная церковь «продвигает антиевропейские месседжи или как минимум не солидаризируется с европейской идеей» и за это должна быть наказана. А Санду считает, что священники Молдавской митрополии дестабилизируют ситуацию в стране, и призвала их этого не делать. Понятно, что за этими всеми словами потом последуют действия.
Православная церковь Молдовы, напротив, отстаивает традиционные христианские ценности, независимость и нейтральный статус страны, противодействуя попыткам подменить христианские устои неолиберальной идеологией, которую продвигают Санду и PAS.
Атака на Молдавскую метрополию идет «по всем фронтам». В этом месяце Высшая судебная палата должна вынести решение о приемлемости дела, возбужденного Бессарабской митрополией, которая оспаривает договоры о безвозмездном пользовании 800 церквями и 30 монастырями Молдавской митрополией.
«После более чем 12-летней борьбы близится завершение судебного разбирательства, которое суды неоправданно затягивали, отправляя дело на новое рассмотрение четыре раза. Это дело Бессарабской митрополии против Молдавской митрополии и Министерства культуры», — написал адвокат Юлиан Русановский, директор ассоциации «Монументум», ставящей памятники солдатам армии Антонеску и ворующей надгробия солдат прошлых эпох, перенося могильные кресты с одного некрополя на другой.
Представители Бессарабской митрополии заявили, что «хотят справедливости и равных прав пользования этими зданиями». «На самом деле имеет место злоупотребление. Мы хотим быть равными перед другими религиозными конфессиями в праве использовать церкви, религиозные общины которых желают присоединиться к Бессарабской митрополии», — заявил пресс-секретарь Бессарабской митрополии Константин Олариу.
Он добавил, что отмена решения о передаче этих зданий в безвозмездное пользование Молдавской митрополии повлияет не только на Бессарабскую митрополию, но и на все конфессии.
«По сути, старое решение ограничивает религиозную свободу религиозных общин и заставляет их поклоняться Москве», — добавил пресс-секретарь неканонической Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.
Представители Бессарабской митрополии активно приглашаются нынешними молдавскими властями для участия во всевозможных мероприятиях. Так, например, Министерство обороны Молдовы пригласило напутствовать 21-й контингент миротворцев Национальной армии в Косово священнослужителей митрополии Бессарабии Румынской православной церкви.
В своем сообщении митрополия РумПЦ назвала молдавских военнослужащих «бессарабскими румынами» и отметила, что имеет официальное соглашение с молдавским военным ведомством.
Переход в Бессарабскую митрополию РумПЦ стал признаком «хорошего тона» для политиков, позиционирующих себя в качестве «проевропейских». Одним из таких чиновников является мэр Кишинева Ион Чебан, который был избран на этот пост при поддержке Партии социалистов. Однако после этого Чебан порвал со своей прежней партией и основал новую, на этот раз проевропейскую. А недавно в главном соборе Румынской Православной Церкви в Бухаресте он принял участие в службе хиротонии (рукоположения) епископа кишиневского раскольнической Бессарабской митрополии, чем вдруг неожиданно похвастался в соцсетях: «Был приглашен сегодня в патриарший собор Святые императоры Константин и Елена в Бухаресте, где вместе с другими официальными лицами принял участие в службе рукоположения в викарные епископы Кишинёвской архиепископии отца архимандрита Нектария Клинча».
В День независимости Молдовы, 27 августа, Бессарабская митрополия весьма показательно поздравила жителей республики с национальным праздником. В обращении ее главы, архиепископа Петра Пэдурару, разжалованного служителя Молдавской митрополии, о РМ говорится лишь в начале и в конце документа. Но смысловые акценты сделаны на укреплении румынской идентичности молдаван: «День независимости — это время глубоких размышлений о ключевой роли Румынской православной церкви в сохранении и передаче нашей языковой, этнической и духовной идентичности, начиная с XIX века, когда эта земля была с горем оторвана от страны-матери. Иерархи, священники и насельники монастырей Бессарабии были теми, кто с большим мужеством и жертвоприношением непрестанно исповедовал истину о том, что народ между Прутом и Днестром является румынским народом, рискуя быть изгнанными или замученными».
Это обращение еще раз подтверждает, что Молдова рассматривается за Прутом исключительно как объект потенциальной аннексии, а не как равноправный партнер в межгосударственных отношениях.