Власти стран Балтии усиливают давление на православную церковь
Александр Андреев
7 января православные христиане в странах Балтии отмечают светлый праздник Рождества. В Прибалтике исторически проживают сотни тысяч православных, которые сохраняют верность церкви и чтут рождественские традиции.
Рождество Христово — теплый и светлый семейный праздник. Это праздник мира для всех христиан вне зависимости от национальной принадлежности, знаменующий завершение длительного Рождественского поста. Тем не менее религия остается одним из полей, на котором власти Прибалтийских республик продолжают вести свою агрессивную антироссийскую политическую линию.
Сложная обстановка в странах Балтии и давление со стороны светских властей вынуждают местное духовенство различными способами дистанцироваться от духовного центра — Московского патриархата. Так, в августе 2024 года глава Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) самостоятельно назначил нового епископа города Валмиеры. По церковному канону он имеет на это право, однако выбирать сановника он может лишь из числа кандидатур, одобренных и предложенных патриархом Московским и всея Руси, а также Священным Синодом. В РПЦ сдержанно отреагировали на этот шаг, вероятно, осознавая, что присутствует фактор давления со стороны латвийского политического руководства.
Мотив со стороны последних ясен — епископом был избран коренной латыш (хотя ранее на это место назначали этнических русских), а значит, подобное действие можно считать актом искоренения «русского присутствия». Еще ранее, в сентябре 2022 года, Сейм Латвии принял закон, по которому ЛПЦ объявлялась независимой от Московского патриархата — речь тогда шла об автокефалии.
Случай беспрецедентный, он может трактоваться как прямое вмешательство властей в дела духовные, учитывая светский характер государства.
Нестабильной остается ситуация и в Литве. После начала специальной военной операции пятеро клириков Виленско-Литовской епархии (относящейся к РПЦ) выступили публично с призывом пересмотреть каноническую принадлежность Литовской Православной Церкви. Имелся в виду переход в юрисдикцию Константинопольского патриархата (КП). Клирики были лишены своих санов митрополитом Иннокентием, однако официальный Вильнюс не преминул воспользоваться конфликтом — в республику был приглашен патриарх Константинопольский Варфоломей. Он вернул опальным клирикам их статус и заявил о возможности создания экзархата КП на территории Литвы. В феврале 2024 года литовское Министерство юстиции юридически закрепило статус экзархата КП, действующего ныне параллельно с епархией РПЦ. Ранее в Сейм республики был внесен законопроект, позволяющий закрывать религиозные организации «по соображениям национальной безопасности». Очевиден критерий, определяющий степень «угрозы», которую несет в себе та или иная религиозная структура: близость к Московскому патриархату.
Официальный Таллин не отстает от своих латышских и литовских коллег. Признав главу Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) Евгения «угрозой национальной безопасности», власти республики в январе 2024 года отказались продлевать ему вид на жительство. Теперь отец Евгений руководит удаленно. Церкви приходится идти на уступки давлению политического руководства страны, чтобы не допустить раскола. Потому в августе 2024 года на соборе ЭПЦ было принято решение исключить упоминание Московского патриархата в своем названии. В финансово-хозяйственном отношении ЭПЦ фактически независима от него еще с 1990-х годов, лишь решения в отношении епископата и избрания нового главы утверждаются патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Несмотря на это, власти Эстонии, очевидно, намерены полностью искоренить присутствие РПЦ и связи с ней в стране.
Так, в апреле 2024 года министр внутренних дел республики Ляэнеметс выступил с предложением признать РПЦ террористической организацией.
Политик даже не упустил возможность наведаться в Пюхтицкий монастырь с предложением местному духовенству выйти из подчинения Московскому патриархату.
В трех странах видно четкое намерение политического руководства спровоцировать и углубить раскол между церквями и внести смуту в духовные связи между народами. Православие, являющееся первой по числу последователей конфессией в Эстонии и второй в Латвии и Литве, исповедуется в основном русскоязычным меньшинством. И потому не прекращаются попытки использовать церковь для дальнейшей дискриминации русских в странах Балтии. Даже далекие от нюансов церковной иерархии верующие вынуждены терпеть пренебрежительное отношение светских властей к их правам — для православных в Прибалтике не предусмотрено выходного 7 января, в день Рождества Христова.
Политические элиты Балтийских республик не гнушаются прямо вмешиваться в церковные дела, когда это касается исполнения заказа на проведение антироссийской политики. Внося смуту в церковные отношения, политики не задумываются о том, что в итоге страдают обычные прихожане, для которых религия занимает очень важное место в жизни.