«Год усиления репрессий». Чем запомнился 2024 год в странах Балтии?
Александр Андреев
В текущем году в странах Балтии продолжилась «охота на ведьм». Преследуются несогласные с действующей властью и выступающие за пересмотр текущего внешне- и внутриполитического курса республик диссиденты. Продолжается системная дискриминация в отношении русскоязычного населения.
На фоне ухудшающейся социально-экономической обстановки в Прибалтийских республиках их элиты не теряют надежды переключить внимание своего населения на якобы существующую проблему «российской угрозы». Одним из инструментов поддержания панических настроений в обществе, внушения ему чувства опасности и тревоги становится культивирование старого нарратива о «внутреннем враге» — настроенных лояльно к России жителях Прибалтики.
В конце декабря 2024 года официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова сообщила о том, что Россия заявила Латвии, Литве и Эстонии досудебные претензии в связи с несоблюдением конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении русскоязычного населения.
Для подобного шага со стороны российского внешнеполитического ведомства предпосылки назрели уже давно. Тенденция к проявлению неприкрытой русофобии стала особенно очевидна с началом специальной военной операции. Так, власти Эстонии последовательно ведут работу по выдавливанию русского языка из национальной системы образования. В конце 2022 года руководство республики одобрило поправки в закон об образовании, согласно которым школы по всей стране должны перейти на обучение на эстонском языке к 2024–2025 гг. С началом этого учебного года школам и детсадам Нарвы, например, было отказано в продолжении обучения на русском языке.
Дискуссии на эту тему ведутся и в Литве. В январе прошлого года министр образования республики Якштас предложил постепенно отказаться от преподавания русского языка в школах по примеру Эстонии. В Латвии же концерт на русском языке, проведенный в музыкальной школе, вызвал в соцсетях волну возмущения в среде националистически настроенных граждан.
В Прибалтийских республиках продолжается настоящая «охота на ведьм». Последним ее примером стало резонансное дело латвийского таксиста Сидорова, обвиненного в «шпионаже» в пользу России. Признанный виновным гражданин республики заявил о своем намерении обжаловать вынесенный ему приговор суда.
Сидоров не единственный, кто пострадал от машины политического террора, построенной нынешними властями Прибалтийских республик. В прошлом году вновь актуальной стала проблема преследования по политическим мотивам Палецкиса, обвиняемого в «опорочивании партизан» и «клевете» на министра обороны страны. Ранее ему уже был вынесен обвинительный приговор за «шпионаж» в пользу РФ, а ныне в стране преследуются его сторонники, выступающие за поддержание добрососедских отношений с Россией и Беларусью.
Стремление поразить в правах русскоязычное население Прибалтики приобретает и откровенно нелепые формы.
В ходе предвыборной кампании в литовский Сейм в октябре 2024 года кандидат в депутаты парламента страны Вайткус был оштрафован за перевод дебатов на русский язык.
Провокационное решение было завуалировано обвинением в «нарушении интеллектуальных прав». Ранее же, в мае 2024 года, главный редактор Латвийского телевидения заявляла, что в стране дебаты перед выборами в Европарламент также не будут проводиться на русском языке.
Очевидны основные выгодополучатели от подобных авантюрных акций, подрывающих сами основы демократического строя и либеральной повестки. Принимая во внимание ограниченную субъектность прибалтийских элит, можно сделать вывод, что насаждение русофобского дискурса в республиках выгодно их старшим партнерам — Брюсселю и Вашингтону. Исключение из политических процессов пророссийски настроенных слоев населения в Латвии, Литве и Эстонии может способствовать сохранению стабильного антироссийского внешнеполитического курса.
Впрочем, и сами власть предержащие в странах Балтии заинтересованы в наличии искусственно созданной проблемы в виде «опасных русских». Так проще объяснить избирателю, почему, например, асфальт во всех трех республиках не меняют по 20 и более лет, почему в этом году рождественский стол приходится накрывать поскромнее и почему так важно при всем этом выделять бюджетные средства на нужды ВСУ.
На нарушение демократических процедур, прав человека и на ущемление свобод русскоязычного населения брюссельские и заокеанские политики обращать внимание не желают.
Тем не менее игнорирование внутриполитических, социально-экономических проблем вкупе с чрезмерным вниманием к фактору «русской угрозы» не проходит бесследно. Так, по итогам выборов в литовский Сейм 20 мест получила популистская антисемитская партия «Заря Немана» Жемайтайтиса. Радикализация литовского общества, выраженная подобным образом в ходе голосования, является лучшей оценкой результатов работы предыдущего правительства литовских консерваторов.
Во избежание подобных перегибов в будущем властям всех Прибалтийских республик следует отказаться от провокационной антироссийской политики и начать уделять больше внимания вопросам социально-экономического развития. В противном случае радикализация общества в этих странах будет лишь нарастать в наступившем году.