Запад ускоряет военно-политическое сближение Беларуси и России
Всеволод Шимов
Развитие военно-политического сотрудничества остается приоритетным аспектом белорусско-российской интеграции. В рамках Союзного государства это направление всегда развивалось наиболее успешно.
Важным импульсом к укреплению этого взаимодействия стали события 2020–2022 гг., в результате которых Москва и Минск оказались в состоянии долгосрочного противостояния с коллективным Западом.
Следует отметить, что США и ЕС долгое время пытались вбить клин между Москвой и Минском и расстроить их военно-политическое сотрудничество. В частности, этой цели служила инициатива «Восточное партнерство», куда удалось втянуть Беларусь под видом налаживания отношений с Европой. НАТО также пыталось ослабить и расстроить военную кооперацию Минска с Москвой. Так, весной 2020 года, буквально накануне попытки политического переворота в Беларуси, под Витебском состоялись совместные белорусско-британские учения, вызвавшие настороженную реакцию в России.
В 2015–2016 годах активно обсуждалась возможность размещения в РБ российской авиабазы. Это происходило на фоне украинского кризиса, который, несмотря на Минские соглашения, явно приобретал затяжной характер, а отношения России с Западом продолжали ухудшаться. Очевидно, авиабаза в Беларуси могла бы стать важным аргументом в этом диалоге, но до реализации проекта дело так и не дошло.
Таким образом, Запад весьма успешно саботировал российско-белорусское военно-политическое сотрудничество, играя на противоречиях, существовавших тогда в отношениях России и Беларуси, а также на ожиданиях официального Минска, связанных с нормализацией отношений с ЕС и НАТО.
Однако события 2020 года наглядно показали иллюзорность этих надежд. Стало очевидным, что заигрывания Запада с РБ преследовали цель ее политического и идеологического переформатирования по украинско-прибалтийскому образцу с целью встраивания в антироссийский санитарный кордон. Очевидно, что ни к чему хорошему для Беларуси подобный сценарий не привел бы.
Напротив, поддержка Россией законной белорусской власти способствовала стабилизации обстановки в республике и завершению кризиса.
Введение Западом жестких санкций против РБ и отказ признавать итоги президентских выборов развеяли последние сомнения по поводу намерений «европейских партнеров».
С началом СВО стало окончательно ясно, что Беларусь и Россия находятся в тесной геополитической связке и нуждаются друг в друге как в надежных военно-стратегических союзниках.
Интерес здесь обоюдный. Беларусь глубоко вклинивается в антироссийский фасад, выстраиваемый Западом вдоль российских рубежей. «Белорусский балкон» создает неудобную и уязвимую конфигурацию на восточном фланге НАТО, превращая Прибалтику в геополитический мешок, который может быть отрезан от континентальной Европы путем перекрытия Сувалкского коридора. Беларусь выступает стратегическим тылом для российской Калининградской области и нависает над Украиной, сковывая значительную часть украинских сил на северном направлении. В постепенном истощении украинской группировки в Донбассе есть, очевидно, и косвенный белорусский вклад.
Со своей стороны Беларусь получает надежные гарантии безопасности со стороны России. Благодаря стратегическому зонтику Москвы РБ сегодня практически неуязвима для Запада.
26 января в Беларуси пройдут президентские выборы. Спокойная обстановка, царящая в республике, радикально отличается от той искусственно нагнетаемой истерии, которая была в преддверии президентских выборов 2020 года. Связано это с тем, что западная сеть информационного и идеологического влияния в Беларуси разгромлена, и Запад полностью лишился инструментов воздействия на белорусское общество.
Дестабилизировать Беларусь при помощи «мягкой силы» теперь невозможно, а гарантированной защитой от любых агрессивных военных действий является коллективная оборона Союзного государства.
Если раньше Москва и Минск не могли договориться по поводу размещения в РБ российской авиабазы, то в 2023–2024 гг. стали возможны намного более серьезные военно-политические соглашения.
В 2023 году в Беларусь вернулось российское тактическое ядерное оружие, что стало беспрецедентным событием не только в региональной, но и в мировой политике.
На территории РБ были размещены ракетные комплексы «Искандер-М» и штурмовики Су-25, способные нести ядерные заряды. Белорусские экипажи для этой техники прошли обучение в России.
Размещение ракетных систем средней дальности «Орешник», которое должно произойти в следующем году, станет еще одним шагом по укреплению стратегической обороны Союзного государства. В Беларуси должны появиться ракеты дальностью до 5 500 км, в радиусе поражения которых окажутся любые военные объекты в континентальной Европе. При этом возможные цели для ударов Москва и Минск будут определять совместно.
Концепция безопасности Союзного государства, а также Договор о гарантиях взаимной безопасности, которые были приняты на заседании Высшего государственного совета 6 декабря, определяют действенные меры по защите стратегических интересов СГ перед лицом потенциальной агрессии со стороны Запада и НАТО.
Сотрудничество в военной сфере между Россией и Беларусью носит стратегический характер и является примером эффективного взаимодействия на всем постсоветском пространстве.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН