Политика Политика

Какое геополитическое значение имеет союзная интеграция?

25 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС), в повестке дня которого — определение основных ориентиров макроэкономической политики ЕАЭС. На фоне стремительного развития многополярной системы мироустройства евразийская интеграция становится все более актуальной. Претендовать на роль «ядра» интеграционных процессов в Евразии сейчас есть все основания у Союзного государства, которое послужило базой для запуска ряда успешных международных проектов. И это раскрывает перед Москвой и Минском широкие перспективы.

ВЕАЭС — высший наднациональный орган Евразийского экономического союза, действующий с 2014 года. В его состав входят главы государств или правительств стран-членов ЕАЭС. На заседании в Санкт-Петербурге планируется назначить нового председателя Евразийской экономической комиссии, рассмотреть основные ориентиры макроэкономической политики ЕАЭС на 2024–2025 годы, определить ключевые направления международной деятельности союза на ближайшее будущее и решить еще около двух десятков общих вопросов.

Деятельность Высшего Евразийского экономического совета имеет сегодня стратегическое значение, в том числе далеко за границами самого ЕАЭС.

С 1945 по 1991 год глобальное мироустройство было двухполюсным. На фоне развала соцлагеря и Советского Союза Соединенные Штаты Америки в качестве лидера коллективного Запада попытались построить однополярный мир, навязывая другим странам свою экономическую политику, социокультурные стандарты и себя в качестве «международного полицейского». Либеральным глашатаям вроде Фрэнсиса Фукуямы это позволило заявлять на всю планету о «конце истории» и окончательном глобальном триумфе западной модели «демократии». Однако вскоре эта система начала «сбоить», демонстрируя всем вокруг свою полную неэффективность.

Запад столкнулся с неконтролируемым ростом экономической мощи Китая, негативной реакцией мирового сообщества на карательные операции в Сербии и Ливии и хаосом, порожденным терроризмом, который он сам взрастил в свое время против СССР. Противодействуя неоколониальным посягательствам, часть бывших республик Советского Союза во главе с Россией укрепляла связи с Глобальным Югом, а это, в свою очередь, ставило под угрозу доступ США и Европы к дешевым ресурсам, которые долгое время были одним из ключевых столпов их экономического благополучия. Мир становился многополярным.

В 2001 году появились на свет Евразийское экономическое сообщество (прообраз современного ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества, а в 2009 году — БРИКС. Набирало международный вес и Содружество Независимых Государств, которое из «тени СССР» превращалось в самостоятельную международную организацию с особыми смыслами.

А «геополитической осью» Евразии становилось Союзное государство России и Беларуси.

Проект, запущенный в 1995 году как таможенный союз, в 1999 году преобразовался в уникальное интеграционное объединение с огромным потенциалом.

«На решающем этапе формирования многополярного мира, характеризующемся глобальной перестройкой реальности в условиях кризиса диалоговых стратегий и тектонических сдвигов ценностной сферы, историческую роль наших лидеров переоценить невозможно. Благодаря мудрой и дальновидной политике президентов Беларуси и России Союзное государство является успешным ядром интеграции в Большой Евразии и цивилизационным флагманом для всех прогрессивных сил человечества», — заявила недавно Председатель Совета Республики Национального собрания РБ Наталья Кочанова.

В то время как в Европейском союзе на глазах у всего мира происходит формирование антиутопической системы, в которой брюссельская бюрократия верстает тоталитарную реальность и посягает на саму идею демократии (о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся недавно на выборах президента Румынии), Союзное государство РФ и РБ демонстрирует всему миру, как можно в условиях полного сохранения политического суверенитета эффективно интегрироваться для решения социально-экономических задач.

«Сегодня проекты, которые инициируются Беларусью и Россией и реализуются на практике, — драйверы для евразийской интеграции. Союзное государство выступает за углубление взаимодействия в рамках ЕАЭС. Основной упор делается на развитии тесной экономической кооперации в промышленной и технологической сферах для обеспечения технологического суверенитета стран — участниц ЕАЭС», — считает белорусский экономический аналитик Георгий Гриц.

Опыт, полученный СГ в качестве таможенного и экономического объединения в 1990-е годы, действительно был успешно масштабирован в ЕАЭС. Сейчас Москва и Минск завершают работу над формированием совместных энергетического и транспортного рынков. По их стопам идут и все остальные члены Евразийского экономического союза. Им не нужно придумывать ничего нового — можно просто позаимствовать успешно апробированный опыт.

В свою очередь Беларусь как стратегический партнер России активизирует работу на глобальном уровне. В июле Минск стал полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества.

«ШОС для Беларуси — н₽,₽₽,е просто международная организация. Это стратегическая перспектива. Прежде всего в торгово-экономическом и инвестиционном взаимодействии, развитии транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры. В новом качестве мы будем стремиться максимально увязывать наши инициативы с уже имеющимися наработками. Некоторые из таких инициатив будут представлены на заседании ШОС, которое пройдет в казахстанской столице», — заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.

А сосем недавно, в октябре 2024 года, РБ стала государством-партнером БРИКС.

«Беларусь идет к вам с конкретными идеями и проектами, призванными содействовать решению общечеловеческих проблем. Мы готовы стать активным участником объединения», — отметил Лукашенко.

Союзное государство, на фоне построения системы мировой многополярности, может делиться с другими объединениями опытом сохранения и эффективной защиты суверенитета. Ведь в последние годы Москва и Минск пережили беспрецедентное в мировой истории санкционное и информационное давление. Но, несмотря на это, Россия и Беларусь демонстрируют уверенный экономический рост и политическую устойчивость.

Интеграция в рамках Союзного государства не исключает евразийский интеграционный формат (как и более глобальные), а дополняет его.

Активное развитие СГ является залогом эффективной совместной работы России и Беларуси в более широких интеграционных объединениях.

Читайте также
18 декабря
В конце 2024 года Россия и Беларусь подписали пакет документов, направленных на активизацию взаимодействия в транспортной сфере. Усилия, предпринимаемые Москвой и Минском на этом направлении, сорвали попытки коллективного Запада установить блокаду РФ и РБ. Сейчас российско-белорусское сотрудничество направлено на формирование полноценной единой транспортной системы Союзного государства. Это повысит продуктивность работы коммерческих структур и сделает комфортнее жизнь граждан.
19 декабря
Представительство Донецкой народной республики (ДНР) в Совместном центре контроля и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины (СЦКК) сообщило о пострадавших среди мирного населения и повреждениях в Горловке в результате обстрелов.
21 декабря
В Беларуси продолжается президентская кампания. Выборы главы государства состоятся 26 января 2024 года. Беглая националистическая оппозиция не оставляет попыток дестабилизировать обстановку в республике.
21 декабря
Перед прошедшими в Молдове президентскими выборами разгорелся скандал вокруг заявлений депутата от правящей партии «Действие и солидарность» Василия Шоймару. В одном из телеэфиров парламентарий заявил о возможном запрете Русской православной церкви: «Буду немного радикальным. Приходит время, когда и мы, как Украина, отречемся от митрополии Молдовы, которая на самом деле российская. Думаю, что проблема митрополии решится этой осенью». Эти слова вызвали бурную реакцию в обществе, где 93% молдаван причисляют себя к Кишиневской митрополии, находящейся в составе Московского патриархата. Местные СМИ широко освещали ситуацию, отмечая, что подобные инициативы могут вызвать раскол в обществе и углубить конфликты между сторонниками различных юрисдикций православия.