Почему страны Балтии идут против формирующегося мирового большинства?
Святослав Князев
В Бразилии завершился саммит «Большой двадцатки». Вопреки некоторым прогнозам, мероприятие прошло в конструктивной атмосфере. На переговорах ощущался рост политического веса незападных государств. Представителям США и Европы так и не удалось «украинизировать» повестку саммита, а новое либеральное руководство Аргентины не стало блокировать итоговую декларацию. Члены G-20 призвали мир к борьбе с голодом, внедрению «чистой» энергетики, к социальной справедливости и скорейшему завершению всех конфликтов. Однако на планете есть силы, всеми силами противодействующие любым мирным инициативам. В частности, это государства Прибалтики.
На прошлой неделе в Рио-де-Жанейро состоялся саммит «Группы двадцати» (G-20). Мероприятие собрало представителей 42 государств. Помимо членов группы, в Рио пригласили Анголу, Египет, Боливию, ОАЭ и другие страны. Делегацию Российской Федерации возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров, китайскую — Си Цзиньпин. Соединенные Штаты оказались в «подвешенном» состоянии — избранный новым президентом Дональд Трамп в Бразилию не поехал, а представлявший официальный Вашингтон Джо Байден многими в мире как реальный национальный лидер уже не воспринимается. В саммите также приняли участие премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва в своей вступительной речи констатировал, что за время существования «Двадцатки» в мире накопилось немало серьезных проблем — масштабы миграции и конфликтов достигли беспрецедентного уровня со времен Второй мировой войны. Кроме того, мир сталкивается с острыми климатическими и социальными проблемами. «Главными символами общей трагедии» да Силва назвал голод и нищету. Присутствующих на саммите он призвал искоренить эти беды.
Призывы бразильского лидера были услышаны. Члены «Двадцатки» создали Глобальный альянс по борьбе с голодом и бедностью. Участники нового объединения будут обмениваться опытом обеспечения продовольственной безопасности и другими практиками, позволяющими накормить население.
Правда, социально-экономическая повестка не понравилась президенту Аргентины, «либертарианцу» Хавьеру Милею. Он считает, что государства не должны вмешиваться в вопросы борьбы с голодом, а призывы членов G-20 к социальному равенству и введению специальных налогов для сверхбогатых вызвали у него сильное раздражение. Ходили слухи, что Милей может даже заблокировать финальную резолюцию саммита, но он делать этого не стал — ограничился только ремаркой, что согласен не со всеми включенными в нее предложениями. Очевидно, аргентинский лидер не захотел противопоставлять себя мировому «политическому мейнстриму».
На саммите очень сильно бросалось в глаза, что ведущая роль Запада на мировой арене уходит в прошлое. Делегации США и стран Европы больше не были в центре внимания. Кстати, изменение мировых тенденций было особо заметно в ходе обсуждения «украинского вопроса».
Соединенные Штаты и другие члены НАТО пытались «протащить» в резолюцию саммита поддержку киевского режима, но у них ничего не получилось.
Подписанты итогового документа констатировали негативное влияние конфликта на вопросы продовольственной и энергетической безопасности и поприветствовали «конструктивные инициативы, способствующие установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира».
В два раза больше внимания, чем украинскому, члены «Двадцатки» уделили в коммюнике саммита конфликту на Ближнем Востоке, что тоже вряд ли порадовало западные государства, поддерживающие близкие отношения с Израилем. Большинство членов G-20 признало ситуацию в Газе катастрофической и заявило о праве палестинцев на собственное государство.
В декларацию также вошла идея да Силвы о необходимости ввести глобальный подоходный налог на миллиардеров в размере 2% от их состояния ради решения проблем образования, здравоохранения и климата.
Кроме того, члены «Двадцатки» призвали к расширению Совбеза ООН за счет развивающихся стран.
Правда, конкретные предложения по новой структуре в документ включать не стали.
Много внимания участники мероприятия уделили обсуждению вопросов сохранения климата и развития «чистой» энергии.
«Прошедший в Рио 19-й саммит "Группы двадцати" показал, что мировая политическая реальность все больше становится многополярной, а также то, что голос лидеров стран БРИКС в "Двадцатке" становится одним из решающих», — написал в своей статье на страницах журнала «Международная жизнь» профессор Александр Гусев.
С ним сложно не согласиться. Обстановка на саммите объективно отражала стремительно меняющуюся ситуацию на международной арене. И это однозначный плюс, так как социально-экономическое неравенство и большинство масштабных военных конфликтов — как раз порождения западной неоколониальной гегемонии. А большинство членов G-20 хотят, чтобы планета стала более мирной, чистой и справедливой. К сожалению, не все в мире с этим согласны.
Уже вскоре после завершения саммита «Двадцатки» в Рио премьер-министры Латвии, Литвы и Эстонии выступили с коллективным обращением к Западу, в котором призвали еще сильнее нарастить военную поддержку киевского режима. На фоне призывов G-20 бороться за мир балтийские политики требуют от НАТО поднять уровень военных расходов с целью оказания давления на Россию.
Пока крупнейшие государства мира договариваются о созидании, застрявшие в прошлом политики из маленьких республик хотят больше жертв и разрушений.
Их логика понятна. Политические элиты Латвии, Литвы и Эстонии уверенно ведут свои страны к социально-экономическому коллапсу. В прошлом году они умудрились «уронить» сразу все основные показатели экономики — ВВП, экспорт, промышленное производство. Поэтому отчитываться о своей деятельности перед собственным населением им нечем. Зато можно поднять уровень националистической и милитаристской риторики и попытаться отвлечь внимание людей от реальных проблем. А под шумок еще и обеспечить себе за счет военных бюджетов личные блага. Освоение колоссальных средств, выделяемых на "оборонку", позволяет им значительно обогащаться за счет собственных граждан и казны своих государств. Поэтому руководителям Латвии, Литвы и Эстонии со странами G-20 не по пути.