Белорусский телеканал ОНТ в своем эфире показал фильм-расследование «Бесы: как хотят захватить Беларусь», посвященный возможным силовым действиям Запада в период президентских выборов.
Согласно позиции авторов фильма, вторжение в РБ планируется со стороны Польши, Литвы и Украины. С территории этих государств будут заходить группы боевиков, состоящие из белорусских и иностранных наемников, в том числе переодетых в форму представителей силовых структур Беларуси. Одновременно с этим внутри самой РБ активизируются спящие ячейки экстремистов, которые начнут захватывать объекты инфраструктуры и населенные пункты. По замыслу, это должно парализовать и деморализовать белорусские власти, после чего в страну зайдут контингенты НАТО под предлогом защиты «свободы и демократии», и тогда власть будет передана «беглой» оппозиции.
В фильме утверждается, что власти Украины, Польши и Литвы на своей территории покрывают деятельность экстремистских формирований, готовящихся к заброске на территорию Беларуси.
Еще одной важной новостью, которая также нашла отражение в фильме, стала выдача из Вьетнама бывшего белорусского военнослужащего Василия Веремейчика, в 2020 году поддержавшего попытку государственного переворота, а затем воевавшего на Украине в составе экстремистского полка Калиновского под псевдонимом «Пацук» («Крыса»).
Поимка Веремейчика также получила широкое освещение в белорусском информационном пространстве. С политической и идеологической точек зрения, это демонстрация не только эффективности работы белорусских спецслужб и неотвратимости наказания для экстремистов, но и того, что стратегия внешнеполитической изоляции Беларуси не сработала (еще раз подчеркнем, Веремейчик был выдан из Вьетнама).
Насколько вероятна реализация сценария, описанного в фильме?
То, что диверсии на белорусской территории с целью дестабилизации внутренней обстановки готовятся, не вызывает сомнений.
По большому счету, для Запада сегодня силовой сценарий является единственной возможностью геополитической переориентации Беларуси. После неудачной попытки переворота в 2020 году рычаги влияния через «мягкую силу» были утрачены.
Более того, сам провал переворота показал, что в отношении белорусской системы, централизованной, с сильным президентом и дисциплинированным лояльным силовым аппаратом, сценарий «майдана», то есть раскачки общества через улицу и информационное воздействие, неэффективен.
«Мягкая сила» хорошо работает в условиях слабых, внутренне разобщенных и коррумпированных властей, подобных Украине времен Януковича. В Беларуси ситуация иная, а после завершения политической «либерализации» 2014–2020 годов каналы для «мягкого» воздействия практически полностью закрылись.
Поэтому, если будет поставлена задача дестабилизировать Беларусь здесь и сейчас, решаться она будет силовым путем, и кадры для этого готовятся, тем более что после 2020 года практически весь радикальный элемент, пригодный для вербовки, оказался в Польше, Литве и на Украине.
В то же время успех силового сценария вызывает большие сомнения, поскольку в Беларуси к этому сценарию явно готовятся, и фильм ОНТ — далеко не первая демонстрация того, что белорусские власти осведомлены о враждебных планах западных государств.
Следует отметить, что за весь период 2020–2024 годов, когда официальный Минск оказался в режиме конфронтации с Западом, серьезных диверсий и терактов на территории Беларуси не происходило. Был ряд инцидентов с поджогами релейных шкафов на железной дороге или атакой украинским дроном российского военного самолета на аэродроме Мачулищи под Минском. Также украинские беспилотники периодически нарушают белорусское воздушное пространство, но на фоне общей геополитической напряженности в регионе эти эпизоды сложно назвать значительными.
Нельзя забывать и о российском военном присутствии в Беларуси, а также о размещении тактического ядерного оружия на ее территории.
В целом после начала СВО белорусская тема для Запада отошла на второй план. Там, похоже, смирились с тем, что в настоящее время Беларусь находится под российским зонтиком безопасности и вырвать ее оттуда без открытого конфликта с Москвой не получится.
Поэтому любые диверсии против РБ возможны в том случае, если на Западе решат повысить ставки в своем противостоянии с Россией.
Разрешение бить по территории РФ дальнобойными ракетами, которое западные союзники предоставили киевскому режиму, может рассматриваться как пример подобной эскалации.
Если данный курс будет продолжен, то провокации против Беларуси могут стать вполне закономерным шагом. В этой связи наибольший риск представляет период до вступления в должность президента США Дональда Трампа. Если уходящая администрация поставила своей целью максимально осложнить ему жизнь, то на восточноевропейском театре возможны любые резкие действия, в том числе в отношении Беларуси.
Очевидно, появление фильма ОНТ в период президентской кампании неслучайно. Он рассчитан не только на внешнеполитический, но и на внутриполитический эффект и призван сплотить общество вокруг действующей власти и показать, откуда могут исходить основные угрозы для спокойствия и стабильности Беларуси. Также это демонстрация того, что спецслужбы республики в курсе диверсионных планов западных стран и готовы эффективно им противодействовать.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН