Почему для Беларуси и России следование «западным ценностям» — это путь в пропасть?
Всеволод Шимов
Одним из направлений борьбы Запада против Союзного государства России и Беларуси является вопрос ценностей. Победа неолиберализма существенно видоизменила морально-нравственный облик западной цивилизации. Бесконечная гонка за правами меньшинств привела к размыванию понятия социальной нормы.
Прежде всего это коснулось вопросов отношений между мужчинами и женщинами, а также семейных ценностей. Как ни странно, это во многом явилось реакцией на идеологическое противостояние с СССР. Советский Союз обвинял западный мир в колониализме, эксплуатации и разнообразных формах социального угнетения.
Однако с 1960-х годов Запад перехватывает тему «освобождения» угнетенных социальных групп и начинает оборачивать ее уже против СССР. В этот период распадаются западные колониальные империи, и большая часть бывших колоний получает независимость. Внутри США отменяются расовые дискриминационные законы и происходит уравнивание в правах разных этнических групп.
Помимо этнических и социальных групп, начинает активно раскручиваться тема борьбы за права сексуальных меньшинств, которые также объявляются дискриминируемыми и угнетенными со стороны традиционной «пуританской» морали.
Постепенно левый либерализм с его правами меньшинств утверждается в качестве господствующего идеологического течения на Западе, который объявил себя «свободным миром» и начал критиковать с этих позиций СССР как общество угнетения и дискриминации.
Если раньше Советский Союз использовал тему «деколонизации» против Запада, то теперь уже западные страны обращают ее против СССР, сея вражду и рознь между населяющими его народами и прививая им мысль о том, что они угнетены советской властью. При распаде Советского Союза это сыграет свою деструктивную роль.
Тема угнетения гомосексуалистов в СССР также получает широкое освещение на Западе, а активисты, поддерживающие сексуальные меньшинства, становятся одними из передовых отрядов антисоветской борьбы.
После распада СССР верность новым западным ценностям оказывается важным условием принятия в «свободный мир». Недаром практически все бывшие социалистические страны накануне своего вступления в ЕС проводили у себя «образцово-показательные» гей-парады, тем самым демонстрируя свою преданность идеалам «новой Европы». Даже в таких консервативных странах, как Польша, это уже стало нормой.
Неудивительно, что данную повестку активно продвигали все прозападные ресурсы и силы в Беларуси, стремившиеся к переориентации страны на ЕС.
Понятно, что новые «ценности» отнюдь не безобидны.
Проповедь сексуальных девиаций как «варианта нормы», дискредитация семьи как устаревшего «репрессивного» института, отказ от деторождения в пользу личного потребления и «жизни для себя» — все это уже привело к негативным демографическим изменениям на самом Западе.
Сегодня, казалось бы, наиболее благополучные в социально-экономическом смысле страны демонстрируют рекордное падение рождаемости, зачастую ниже уровня простого воспроизводства. Картину демографической катастрофы во многом улучшает миграция. Однако замещение европейцев выходцами из стран Азии и Африки в перспективе грозит кардинальным изменением всего социокультурного ландшафта западного мира.
В США недалек момент, когда белое население впервые окажется там в меньшинстве. В ряде городов Западной Европы коренные европейские жители уже не являются большинством. Если тенденция сохранится, то через какое-то время говорить о западной цивилизации будет все более проблематично.
Общества Беларуси и России в среднем значительно более консервативны, чем западные, и «прогрессивные» веяния оттуда приходят к нам с большим запозданием.
Тем не менее и у нас произошел демографический переход к нуклеарной малодетной семье. Кроме того, мощный удар по демографии Беларуси и России нанесли социальные катаклизмы ХХ века: гражданская война, голод, Великая Отечественная война, катастрофические «реформы» девяностых.
В Беларуси устойчивая депопуляция идет с 1994 года, и за это время страна потеряла более 1 миллиона человек или 10% населения. Это несравненно ниже аналогичных показателей стран Прибалтики, где уровень депопуляции составляет 20–30% и усугубляется отъездом населения в более развитые страны ЕС, а также бегством русских от местных этнократических властей. Тем не менее эта тенденция не может не внушать тревогу.
В России ситуация более неоднородная. Есть регионы, переживающие стремительную депопуляцию из-за высокой смертности и отъезда населения в другие субъекты федерации. Крупные города, напротив, разрастаются и численность жителей в них увеличивается за счет приезжающих. Естественный прирост населения сохраняется лишь в ряде национальных республик, в основном мусульманского Кавказа. Кроме того, удалось нарастить численность жителей за счет присоединения новых регионов.
В этих условиях сохранение традиционных ценностей, прежде всего в сфере семейных отношений и деторождения, является вопросом национального выживания наших стран. Неслучайно западная пропаганда активно бьет по этой области, навязывая ведущую в демографическую яму модель «сексуальной свободы» и «прав меньшинств». Демография сегодня — это один из основных фронтов гибридной войны, ведущейся между нами и Западом.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН