Почему в Прибалтике усиливаются ксенофобия и антисемитизм?
Андрей Локтионов
Международный день против фашизма и антисемитизма был учрежден в память о печально известной Хрустальной ночи в Германии. Именно массовый еврейский погром в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года считается началом Холокоста. За него, казалось бы, все виновные уже давно ответили и покаялись. Однако не все так просто. На примере множества фактов можно констатировать, что сегодня во многих странах Европы прослеживается четкая тенденция к возрождению одной из основополагающих практик Третьего рейха. И особенно заметно это в странах Балтии.
Для начала нужно напомнить, что к середине 1930-х годов такое понятие, как демократия, для Литвы, Латвии и Эстонии стало эфемерным. Установившиеся в этих странах режимы Антанаса Сметоны, Карлиса Ульманиса и Константина Пятса соответственно являлись, может, и не откровенно фашистскими, но жестко авторитарными. А главное, все они опирались на всячески культивируемый в массах радикальный национализм, сильно замешанный на антисемитизме. Результаты такой внутренней политики не замедлили проявиться с приходом в Прибалтику немецко-фашистских оккупантов.
Массовые расправы с литовскими евреями начались сразу после того, как в Вильнюс и Каунас 24 июня 1941-го вошли германские войска. Причем казни осуществляли вовсе не немцы — моментально самоорганизовалось коренное население.
В итоге менее чем за неделю в Каунасе было убито, по разным, оценкам, от 3500 до 4000 евреев. Ближе к осени немногих еще уцелевших загнали в несколько гетто, где в итоге и уничтожили практически поголовно.
К концу войны выжить удалось не более чем 4–5 % литваков, а общее число жертв геноцида оценивают в 200 тысяч человек.
Аналогичная картина наблюдалась в Латвии, которая была полностью оккупирована к 8 июля. Стоило солдатам Вермахта появиться в каком-нибудь городе, как там начинались свои «хрустальные ночи». Под покровом темноты группы латышей врывались в квартиры и дома евреев, грабили их, мужчин отвозили в Бикерниекский лес и там расстреливали. Особенно отличилась команда Виктора Арайса, составленная из тех, кто считал себя пострадавшими от советской власти. За время оккупации в Латвии успели перебить примерно 70 тысяч (89,5%) «своих» и еще 20 тысяч специально привезенных сюда из других стран Европы евреев.
Не отставали и эстонцы. И хотя здесь евреев проживало гораздо меньше, чем в Литве и Латвии, к тому же многие успели эвакуироваться, около тысячи остававшихся были убиты. Недостаток местных евреев немцы также «компенсировали» привозными, коих истребили до 7 500 человек.
Данный экскурс в историю необходим для того, чтобы продемонстрировать: она ничему не учит, по крайней мере, прибалтов. Свою вновь обретенную в 1991 году «независимость» они, следуя по стопам отцов, немедля принялись подкреплять откровенно националистической идеологией. Первый удар обрушился на русских, которых стали всячески ущемлять даже в самых основополагающих гражданских правах. Установленный в Эстонии и Латвии позорный институт «негражданства», по сути, мало чем отличается от апартеида в ЮАР 1948–1994 годов. Но если по поводу последнего европейцы долго возмущались, то у себя под боком такую политику они предпочитают просто не замечать.
Однако «русский вопрос», ставший ключевым в формировании нового прибалтийского национализма, со временем начал сопровождаться все более откровенными проявлениями ксенофобии. И даже, к некоторому недоумению тамошних политиков-либералов, стал плавно перетекать в «еврейский вопрос». Пока самый яркий пример этого — Литва, где настоящий шок у истеблишмента вызвал невиданный успех на последних парламентских выборах ультранационалистов из партии «Заря Немана», заполучивших 20 мест в Сейме и теперь реально претендующих на высокие посты.
Лидер PPNA Ремигиюс Жемайтайтис, призывающий соотечественников перестать, наконец, каяться за Холокост, неоднократно делал антисемитские выпады. Демонстративно гневная реакция литовских интеллектуалов и представителей политической элиты его лишь раззадоривает. Тем более что литовским избирателям, судя по всему, антисемитизм Жемайтайтиса весьма импонирует. Да и не только литовским.
Правда, лидеры, например, правой националистической партии «Все для Латвии!» Райвис Дзинтарс и Имант Парадниекс пока достаточно осторожны в своих высказываниях. Но это, вероятно, только до определенного момента. Если ради достижения своих целей им понадобится поднять в республике волну антисемитизма, они сделают это без колебаний. Равно как и Мартин Хельме, возглавляющий Консервативную народную партию Эстонии. Он совсем недавно заявил о необходимости отправить домой всех иммигрантов, прибывших в республику за последние годы.
Кстати, EKRE, как свидетельствуют социологические опросы, является самой популярной в республике политической партией, ей симпатизирует свыше 25% населения.
Весьма показательным выглядит и тот факт, что против готовящейся властями Латвии и Эстонии массовой высылки русскоязычных жителей представители местного населения не протестуют.
В чем же причина роста ксенофобских настроений в Прибалтике? Разорвав, как когда-то с СССР, экономические связи с РФ, Эстония, Латвия и Литва спровоцировали у себя перманентный экономический кризис. И теперь рядовым согражданам требуется объяснять, почему их благосостояние все больше ухудшается. Псевдодемократический способ со сменой правящих партий помогает уже мало. Вот поменяли на только что прошедших в Литве парламентских выборах консерваторов на социал-демократов, но все понимают, что это совершенно ничего не изменит.
Проще всего в такой ситуации возложить ответственность на кого-то со стороны. Привычнее всего пока на русских, но евреям также стоит приготовиться. Это ведь пока в Шауляе местного жителя, сорвавшего израильский флаг со здания местной еврейской общины, да еще оплевавшего строение, оштрафовали. А в недалеком будущем за аналогичные деяния, глядишь, станут награждать…