Политика Политика

Какие параллели есть между подвигом русского народа 1612 года и современностью?

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

События четырехсотлетней давности сегодня звучат как никогда актуально. По большому счету, мы переживаем продолжение все того же большого геополитического противостояния в Восточной Европе, которое тянется не одно столетие.

Польша и Россия веками выступали конкурентами за геополитическое доминирование в Восточной Европе. Пушкин метко назвал это «давним спором славян между собою».

Помимо геополитического, российско-польское противостояние имело и цивилизационное измерение, которое в условиях Средневековья обретало в первую очередь религиозный характер.

Католицизм и православие, несмотря на общую религиозную основу, превратились в фактически антагонистичные, противоборствующие конфессии, и выбор в пользу той или иной из них был также геополитическим.

Фактически именно католическая церковь сформировала Запад как цивилизацию. Именно через принятие католицизма формировались политические, экономические, культурные связи, которые в конечном счете определяли и общую идентичность. Эти связи оказались настолько прочными, что даже последующий раскол, вызванный Реформацией, уже не смог их отменить и разрушить. Запад, утратив конфессиональное единство и в целом отходя от религиозных форм сознания, оставался неоднородной, но все же общностью, четко противопоставляющей себя остальному человечеству.

Польша, будучи католической страной, стала неотъемлемой, хотя и периферийной частью этой общности.

Русь, приняв крещение по восточному, византийскому обряду, частью этой западной общности не стала. Напротив, по мере углубления церковного раскола усиливался и культурный, цивилизационный барьер с Западом.

Поэтому столкновение между Русью и Польшей не могло не обрести острый и драматический характер, а противостояние это оказалось неминуемым.

Польская экспансия на русские земли была спровоцирована упадком древнерусского государства, которое и в лучшие свои времена оставалось достаточно рыхлым. Однако после того, как под ударами татаро-монголов Русь окончательно рухнула, сюда устремились новые игроки.

И если восточная часть русских земель после продолжительной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и конкурирующими русскими княжествами была в конце концов объединена вокруг Москвы, то Западная Русь подпала под власть Литвы и Польши.

Литва была последним анклавом язычества в Европе, и литовские князья, вступив на историческую арену, долгое время колебались между православным Востоком и католическим Западом.

В конечном счете выбор был сделан в пользу католицизма и союза с Польшей, несмотря на то, что население княжества было в основном православным и русским.

К началу XVII века Литва фактически превратилась в культурную и политическую провинцию Польши. Католицизм стал господствующей религией правящего класса, который стремительно ополячивался, православие подвергалось гонениям и дискриминации. В 1596 году была заключена Брестская церковная уния, означавшая подчинение православной церкви в Речи Посполитой римским папам и спровоцировавшая ожесточенное сопротивление православных и многолетнюю религиозную борьбу.

Смута в Московском государстве в начале XVII века стала апогеем Речи Посполитой как проекта польского политического, религиозного и культурного доминирования. Польша была буквально в шаге от того, чтобы посадить на московский престол своего ставленника. Очевидно, если бы это произошло, в Москве начались бы те же процессы, что и на западнорусских землях под польско-литовским владычеством.

Изгнание поляков из Москвы знаменовало геополитический перелом в польско-российских отношениях. Уже к середине XVII века Московское царство берет реванш, вернув захваченный Смоленск и отобрав у Речи Посполитой левобережную Малороссию с Киевом. В XVIII веке, после разделов Речи Посполитой, все исторические русские земли, за исключением Галиции, воссоединяются в рамках Российского государства.

Но противостояние на этом не закончилось. Поляки не смирились с русским господством и в XIX веке организовали два восстания против России.

Беларусь и Украина оказались в фокусе этого великого противостояния. Поляки всегда рассматривали эти земли как зону своих интересов и влияния и внесли немалый вклад в противопоставление белорусов и украинцев русским.

Сегодня Польша продолжает свою многовековую игру против России.

Превращение Украины в антироссийский таран, стравливание русских и украинцев друг с другом — все это во многом вина именно польской внешней политики.

Польша не оставляет своей мечты о возрождении былой Речи Посполитой если не как единого государства, то как зоны польского геополитического и культурного доминирования.

До 2020 года Польша активно работала и на белорусском направлении, продвигая пропольские нарративы о Речи Посполитой как о якобы польско-белорусском государстве, а также способствуя распространению представлений о польских деятелях родом с территории Беларуси как о не только польском, но и о белорусском национальном достоянии.

После неудавшейся попытки политического переворота в 2020 году возможности Польши «мягко» воздействовать на Беларусь оказались сильно ограниченными. Однако можно не сомневаться, что попытки сорвать Беларусь с орбиты Союзного государства и превратить ее в очередной антироссийский плацдарм будут продолжены.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
26 октября
Важной тенденцией современного мира является формирование многополярной системы международных отношений, которое определяет новые требования к ее участникам прежде всего в контексте готовности брать на себя ответственность за ситуацию в том или ином регионе, осуществлять посильный вклад в дело безопасности, сотрудничества и развития. Контуры нового, полицентричного мирового порядка должны основываться на повышении роли международных и региональных организаций — ООН, БРИКС, Организации Договора о коллективной безопасности и других структур.
30 октября
С 31 октября по 1 ноября в Минске пройдет II Международная конференция по евразийской безопасности. В ней примут участие представители более 30 стран. Минск принимает представительный Международный форум во второй раз. Это является частью усилий белорусской дипломатии по превращению страны в международную трибуну для обсуждения проблем региональной безопасности.
25 октября
Польша, без сомнения, после войны представляла собой самую опасную для евреев страну — пишет британский историк Кит Лоу.
31 октября
В ночь на 20 октября в штабе действующего президента Молдовы Майи Санду, который ранее был полон энтузиазма, атмосфера праздника стремительно угасла. После неоднократного откладывания брифинга по итогам выборов на сцену вышла не «железная леди», которой пытается позиционировать себя действующий президент, а подавленный человек. На фоне разочарования Санду обвинила некие внешние силы в «краже» 300 тысяч голосов, однако подтверждений своим словам она не представила до сих пор.