Какие параллели есть между подвигом русского народа 1612 года и современностью?
Всеволод Шимов
4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник приурочен к событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
События четырехсотлетней давности сегодня звучат как никогда актуально. По большому счету, мы переживаем продолжение все того же большого геополитического противостояния в Восточной Европе, которое тянется не одно столетие.
Польша и Россия веками выступали конкурентами за геополитическое доминирование в Восточной Европе. Пушкин метко назвал это «давним спором славян между собою».
Помимо геополитического, российско-польское противостояние имело и цивилизационное измерение, которое в условиях Средневековья обретало в первую очередь религиозный характер.
Католицизм и православие, несмотря на общую религиозную основу, превратились в фактически антагонистичные, противоборствующие конфессии, и выбор в пользу той или иной из них был также геополитическим.
Фактически именно католическая церковь сформировала Запад как цивилизацию. Именно через принятие католицизма формировались политические, экономические, культурные связи, которые в конечном счете определяли и общую идентичность. Эти связи оказались настолько прочными, что даже последующий раскол, вызванный Реформацией, уже не смог их отменить и разрушить. Запад, утратив конфессиональное единство и в целом отходя от религиозных форм сознания, оставался неоднородной, но все же общностью, четко противопоставляющей себя остальному человечеству.
Польша, будучи католической страной, стала неотъемлемой, хотя и периферийной частью этой общности.
Русь, приняв крещение по восточному, византийскому обряду, частью этой западной общности не стала. Напротив, по мере углубления церковного раскола усиливался и культурный, цивилизационный барьер с Западом.
Поэтому столкновение между Русью и Польшей не могло не обрести острый и драматический характер, а противостояние это оказалось неминуемым.
Польская экспансия на русские земли была спровоцирована упадком древнерусского государства, которое и в лучшие свои времена оставалось достаточно рыхлым. Однако после того, как под ударами татаро-монголов Русь окончательно рухнула, сюда устремились новые игроки.
И если восточная часть русских земель после продолжительной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и конкурирующими русскими княжествами была в конце концов объединена вокруг Москвы, то Западная Русь подпала под власть Литвы и Польши.
Литва была последним анклавом язычества в Европе, и литовские князья, вступив на историческую арену, долгое время колебались между православным Востоком и католическим Западом.
В конечном счете выбор был сделан в пользу католицизма и союза с Польшей, несмотря на то, что население княжества было в основном православным и русским.
К началу XVII века Литва фактически превратилась в культурную и политическую провинцию Польши. Католицизм стал господствующей религией правящего класса, который стремительно ополячивался, православие подвергалось гонениям и дискриминации. В 1596 году была заключена Брестская церковная уния, означавшая подчинение православной церкви в Речи Посполитой римским папам и спровоцировавшая ожесточенное сопротивление православных и многолетнюю религиозную борьбу.
Смута в Московском государстве в начале XVII века стала апогеем Речи Посполитой как проекта польского политического, религиозного и культурного доминирования. Польша была буквально в шаге от того, чтобы посадить на московский престол своего ставленника. Очевидно, если бы это произошло, в Москве начались бы те же процессы, что и на западнорусских землях под польско-литовским владычеством.
Изгнание поляков из Москвы знаменовало геополитический перелом в польско-российских отношениях. Уже к середине XVII века Московское царство берет реванш, вернув захваченный Смоленск и отобрав у Речи Посполитой левобережную Малороссию с Киевом. В XVIII веке, после разделов Речи Посполитой, все исторические русские земли, за исключением Галиции, воссоединяются в рамках Российского государства.
Но противостояние на этом не закончилось. Поляки не смирились с русским господством и в XIX веке организовали два восстания против России.
Беларусь и Украина оказались в фокусе этого великого противостояния. Поляки всегда рассматривали эти земли как зону своих интересов и влияния и внесли немалый вклад в противопоставление белорусов и украинцев русским.
Сегодня Польша продолжает свою многовековую игру против России.
Превращение Украины в антироссийский таран, стравливание русских и украинцев друг с другом — все это во многом вина именно польской внешней политики.
Польша не оставляет своей мечты о возрождении былой Речи Посполитой если не как единого государства, то как зоны польского геополитического и культурного доминирования.
До 2020 года Польша активно работала и на белорусском направлении, продвигая пропольские нарративы о Речи Посполитой как о якобы польско-белорусском государстве, а также способствуя распространению представлений о польских деятелях родом с территории Беларуси как о не только польском, но и о белорусском национальном достоянии.
После неудавшейся попытки политического переворота в 2020 году возможности Польши «мягко» воздействовать на Беларусь оказались сильно ограниченными. Однако можно не сомневаться, что попытки сорвать Беларусь с орбиты Союзного государства и превратить ее в очередной антироссийский плацдарм будут продолжены.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН