Власти Литвы проиграли парламентские выборы. Изменится ли курс республики?
Александр Андреев
С 22 по 27 октября в Литве прошел второй тур парламентских выборов. Голосование состоялось в 63 избирательных округах, где результаты первого тура не позволили выявить победителей.
В Литве подвели итоги второго тура выборов в Сейм. Социал-демократическая партия одержала победу, заняв 52 места в парламенте. Правящие консерваторы удержали свои позиции, закрепившись на втором месте с результатом в 28 мандатов. На третьем месте расположилась «Заря Немана» с 20 мандатами. Результаты выборов не стали сенсацией для наблюдателей. Интереснее всего то, насколько значительно смогли закрепить свои позиции литовские социал-демократы в ходе второго тура.
Консерваторы же, несмотря на обладание административным ресурсом и прочное положение на уровне муниципалитетов, потерпели поражение, что показывает несогласие населения с проводимой ими политикой.
Основная проблема, которая на сегодняшний день стоит перед Социал-демократической партией, это то, каким образом она сможет сформировать новое коалиционное правительство. Ранее лидер политсилы и европарламентарий Вилия Блинкявичюте заявляла о возможности вхождения в коалицию Демократического союза «Во имя Литвы» Саулюса Сквернялиса и «крестьян» во главе с Рамунасом Карбаускисом. «Заря Немана», как ожидается, не получит приглашение в формирующееся правительство; впрочем, ее лидер Жемайтайтис уже допустил возможность работы в оппозиции.
Литовские эксперты также успели дать свою оценку прошедшим выборам. Доцент Института международных отношений и политологии Вильнюсского университета Мажвидас Ястрамскис назвал поражение консерваторов «идеальным фиаско». При этом он отметил, что голосование оказалось скорее протестным. Оно отражает не столько поддержку населением партии социал-демократов, сколько недовольство политикой консерваторов.
Делая акцент на том, что явка во втором туре оказалась рекордной за два десятилетия, Ястрамкис назвал прошедшие выборы «эпичным голосованием против» консерваторов.
Такая оценка лишь подтверждает ранее сформулированный тезис: нерациональная политика предыдущего правительства способствовала накоплению недовольства среди населения республики. Однако для нас остается важным вопрос о том, означает ли поражение консерваторов на выборах полную потерю ими влияния на внутриполитической арене. На фоне чувствительного поражения на выборах лидер литовских консерваторов и глава МИД республики Габриэлюс Ландсбергис подал в отставку. При кажущейся серьезности положения для христианских демократов этот шаг следует рассматривать как рутинный процесс ротации партийных кадров. Сам Ландсбергис заявил, что соратники отнеслись к его отставке «хорошо». Куда показательнее примеры из прошлого. Так, консерваторы уже проигрывали выборы в 2012 году — тогда партия получила на 12 мандатов меньше, чем в 2008-м, социал-демократы же, напротив, заняли в Сейме на 13 мест больше. Тогдашний лидер «Союза Отечества» Андрюс Кубилюс предложил социал-демократам переговоры по созданию коалиции, но последние его отвергли. За счет создания мощной фракции в Сейме и при активном задействовании связей в американском истеблишменте партия, даже находясь в оппозиции, имела возможность оказывать воздействие на политику нового правительства.
Помимо этого, уже упомянутый выше Кубилюс, экс-премьер республики, должен занять пост комиссара Европейского союза по обороне. В условиях повсеместного распространения в политических верхах страны курса на максимальную поддержку Украины Литва стала финансово более зависимой от ЕС в вопросах обороны.
Так, ранее глава ВС республики Раймундас Вайкшнорас объявил, что для обеспечения нужд литовской армии, пополнения необходимого числа боеприпасов и ускорения развития войск необходимо тратить не менее 5% ВВП.
Если подойти к рассуждению трезво, то такие средства, кроме как в виде дотаций из бюджета ЕС, взять республике больше неоткуда. Особенно в условиях, когда денонсируется договор с Беларусью в таможенной сфере и разрывается соглашение с Россией о торговом судоходстве, что усугубляет ущерб обоюдовыгодной торговле между странами. Можно ожидать, что покровительство бывшего лидера партии на высоком посту в ЕС обеспечит сохранение партией влияния в Сейме республики. Особенно в столь «благоприятное» время для всякого рода спекуляций на теме якобы имеющейся и нависшей над Прибалтийскими республиками «угрозы» со стороны России.
По итогам выборов лидер социал-демократов Блинкявичюте объявила: «Литовцы показали, что им нужна совершенно другая власть — не высокомерная, а прислушивающаяся к их проблемам и ищущая для них решения».
Очевидно, что для правительства Литвы решение большинства проблем в жизни литовцев заключается в смене конфронтационного и антироссийского курса страны на более рациональный подход к взаимодействию со своими восточными соседями. Есть ли это понимание среди руководства победившей партии? Сменится ли риторика ЕС в отношении противостояния с Россией после прихода нового комиссара по обороне? Вопросы, как это часто бывает во время рассуждения о внешней политике Прибалтийских республик, риторические.