Политика Политика

Евроинтеграция теряет популярность на постсоветском пространстве

С 31 октября по 1 ноября в Минске пройдет II Международная конференция по евразийской безопасности. В ней примут участие представители более 30 стран. Минск принимает представительный Международный форум во второй раз. Это является частью усилий белорусской дипломатии по превращению страны в международную трибуну для обсуждения проблем региональной безопасности.

Основная задача форума — поиск путей к выстраиванию новой архитектуры безопасности на евразийском материке в условиях краха старой однополярной модели. Главной проблемой здесь является то, что Запад не желает признавать конец однополярного мира и продолжает вести себя с позиций глобального гегемона.

Между тем события последних лет наглядно показали, что усилия западных стран по международной изоляции России и Беларуси с целью навязать им свою волю в конечном счете провалились.

Состоявшийся в Казани саммит БРИКС продемонстрировал, что никакой международной изоляции нет и международное сообщество не горит желанием следовать в фарватере Запада и навязываемых им норм и стереотипов.

О кризисе западной гегемонии свидетельствуют и результаты недавних выборов в Грузии и Молдове. Обе эти страны долгие годы двигались проевропейским курсом, сделав европейскую интеграцию основным смыслом и содержанием своей внешней политики.

Референдум о вступлении Молдовы в ЕС закончился скандалом и очевидной фальсификацией результатов. Но даже такой откровенно сфабрикованный итог показал лишь минимальное, в пределах статистической погрешности преобладание сторонников европейского выбора.

В Грузии политические наследники Саакашвили в очередной раз проиграли «Грузинской мечте», выступающей за более острожный, прагматичный и многовекторный курс, что вызывает недовольство со стороны Брюсселя.

Конечно, переоценивать эти результаты также не стоит. И Грузия, и Молдова остаются в сфере преобладающего влияния ЕС, и говорить об их геополитическом развороте как минимум преждевременно. Тем не менее выборы в этих странах показывают серьезный перелом общественных настроений.

Евроэнтузиазм здесь сменяется разочарованием и стремлением к более осторожной и разносторонней внешней политике, не зацикленной исключительно на Брюссель и Вашингтон.

Конфликт на Украине, спровоцированный Западом, дал результат, во многом противоположный задуманному. Украинский «блицкриг» задумывался как демонстрация окончательного торжества Вашингтона и Брюсселя на постсоветском пространстве и поражения России. Однако фактически было продемонстрировано, что безоговорочная ориентация на Запад не только не является гарантией безопасности, но и может обернуться затяжным кровопролитным конфликтом. При этом «впрягаться» за сателлита ни ЕС, ни США не спешат, ограничиваясь поставками вооружений и наемников.

Очевидно, именно украинский пример сыграл свою роль в неутешительных для коллективного Запада итогах политических кампаний в Грузии и Молдове.

Тем не менее разбалансированная и перекошенная архитектура европейской безопасности, сложившаяся после распада СССР, остается серьезной проблемой и вызовом для Союзного государства Беларуси и России.

Крах социалистического лагеря и Организации Варшавского договора не привел к желаемой разрядке и демилитаризации. Возникший геополитический вакуум был просто заполнен НАТО и другими евроатлантическими структурами вопреки всем обещаниям и уверениям, данным советскому руководству. Никакого равного диалога и выстраивания архитектуры европейской безопасности на паритетных началах не получилось.

Запад занял гегемонистскую и диктаторскую позицию, навязывая России только выгодные себе решения.

Неудивительно, что подобная перекошенная модель рано или поздно должна была привести к конфликту.

При этом в своих попытках затормозить развитие России Запад постепенно терял глобальное доминирование и не заметил, как на арену вышли новые мировые игроки — Китай, Индия, Бразилия и другие.

Появление организаций, подобных БРИКС, означает развитие новых многосторонних форматов, которые со временем лягут в основу нового международного порядка.

Союзное государство России и Беларуси поддерживает объективный процесс перехода от изжившей себя неоколониальной системы, обеспечивающей гегемонию США и ряда стран Запада, к новому многополярному мироустройству, основанному на взаимном учете интересов всех стран.

РФ и РБ активно участвуют в разработке новой архитектуры безопасности Евразии на основе международного права, принципах многополярности и уважения суверенитета каждого государства.

Проблемой остается то, что Запад не желает замечать изменившихся реалий и игнорирует новые международные форматы, упорно держась за отжившие институты однополярного доминирования. Подобная позиция способствует сохранению конфликтности и напряженности прежде всего в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
25 октября
Власти Литвы раскритиковали генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша за его приезд на саммит БРИКС в Казани и встречу с президентом России Владимиром Путиным.
26 октября
Важной тенденцией современного мира является формирование многополярной системы международных отношений, которое определяет новые требования к ее участникам прежде всего в контексте готовности брать на себя ответственность за ситуацию в том или ином регионе, осуществлять посильный вклад в дело безопасности, сотрудничества и развития. Контуры нового, полицентричного мирового порядка должны основываться на повышении роли международных и региональных организаций — ООН, БРИКС, Организации Договора о коллективной безопасности и других структур.
25 октября
Президент Молдовы Майя Санду предложила ужесточить меры для реформирования сферы юстиции и искоренения коррупции.
26 октября
Кандидат в президенты Молдовы Александр Стояногло заявил, что силовиков принуждают к нарушению закона для отстаивания политических интересов действующего правительства в контексте проходящих выборов президента.