Евроинтеграция теряет популярность на постсоветском пространстве
Всеволод Шимов
С 31 октября по 1 ноября в Минске пройдет II Международная конференция по евразийской безопасности. В ней примут участие представители более 30 стран. Минск принимает представительный Международный форум во второй раз. Это является частью усилий белорусской дипломатии по превращению страны в международную трибуну для обсуждения проблем региональной безопасности.
Основная задача форума — поиск путей к выстраиванию новой архитектуры безопасности на евразийском материке в условиях краха старой однополярной модели. Главной проблемой здесь является то, что Запад не желает признавать конец однополярного мира и продолжает вести себя с позиций глобального гегемона.
Между тем события последних лет наглядно показали, что усилия западных стран по международной изоляции России и Беларуси с целью навязать им свою волю в конечном счете провалились.
Состоявшийся в Казани саммит БРИКС продемонстрировал, что никакой международной изоляции нет и международное сообщество не горит желанием следовать в фарватере Запада и навязываемых им норм и стереотипов.
О кризисе западной гегемонии свидетельствуют и результаты недавних выборов в Грузии и Молдове. Обе эти страны долгие годы двигались проевропейским курсом, сделав европейскую интеграцию основным смыслом и содержанием своей внешней политики.
Референдум о вступлении Молдовы в ЕС закончился скандалом и очевидной фальсификацией результатов. Но даже такой откровенно сфабрикованный итог показал лишь минимальное, в пределах статистической погрешности преобладание сторонников европейского выбора.
В Грузии политические наследники Саакашвили в очередной раз проиграли «Грузинской мечте», выступающей за более острожный, прагматичный и многовекторный курс, что вызывает недовольство со стороны Брюсселя.
Конечно, переоценивать эти результаты также не стоит. И Грузия, и Молдова остаются в сфере преобладающего влияния ЕС, и говорить об их геополитическом развороте как минимум преждевременно. Тем не менее выборы в этих странах показывают серьезный перелом общественных настроений.
Евроэнтузиазм здесь сменяется разочарованием и стремлением к более осторожной и разносторонней внешней политике, не зацикленной исключительно на Брюссель и Вашингтон.
Конфликт на Украине, спровоцированный Западом, дал результат, во многом противоположный задуманному. Украинский «блицкриг» задумывался как демонстрация окончательного торжества Вашингтона и Брюсселя на постсоветском пространстве и поражения России. Однако фактически было продемонстрировано, что безоговорочная ориентация на Запад не только не является гарантией безопасности, но и может обернуться затяжным кровопролитным конфликтом. При этом «впрягаться» за сателлита ни ЕС, ни США не спешат, ограничиваясь поставками вооружений и наемников.
Очевидно, именно украинский пример сыграл свою роль в неутешительных для коллективного Запада итогах политических кампаний в Грузии и Молдове.
Тем не менее разбалансированная и перекошенная архитектура европейской безопасности, сложившаяся после распада СССР, остается серьезной проблемой и вызовом для Союзного государства Беларуси и России.
Крах социалистического лагеря и Организации Варшавского договора не привел к желаемой разрядке и демилитаризации. Возникший геополитический вакуум был просто заполнен НАТО и другими евроатлантическими структурами вопреки всем обещаниям и уверениям, данным советскому руководству. Никакого равного диалога и выстраивания архитектуры европейской безопасности на паритетных началах не получилось.
Запад занял гегемонистскую и диктаторскую позицию, навязывая России только выгодные себе решения.
Неудивительно, что подобная перекошенная модель рано или поздно должна была привести к конфликту.
При этом в своих попытках затормозить развитие России Запад постепенно терял глобальное доминирование и не заметил, как на арену вышли новые мировые игроки — Китай, Индия, Бразилия и другие.
Появление организаций, подобных БРИКС, означает развитие новых многосторонних форматов, которые со временем лягут в основу нового международного порядка.
Союзное государство России и Беларуси поддерживает объективный процесс перехода от изжившей себя неоколониальной системы, обеспечивающей гегемонию США и ряда стран Запада, к новому многополярному мироустройству, основанному на взаимном учете интересов всех стран.
РФ и РБ активно участвуют в разработке новой архитектуры безопасности Евразии на основе международного права, принципах многополярности и уважения суверенитета каждого государства.
Проблемой остается то, что Запад не желает замечать изменившихся реалий и игнорирует новые международные форматы, упорно держась за отжившие институты однополярного доминирования. Подобная позиция способствует сохранению конфликтности и напряженности прежде всего в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН