Уже в это воскресенье в Молдове пройдут судьбоносные выборы. Основная борьба развернется между действующим президентом Майей Санду и Александром Стояногло, которого поддерживает самая рейтинговая оппозиционная политическая сила в стране — Партия социалистов. В этот раз речь идет не только о смене персоналий в высоких кабинетах или курсе республики. Санду поставила под угрозу само существование Молдовы и молдавского народа. Имея колоссальный антирейтинг, она пытается удержать власть с использованием админресурса и политических манипуляций. Поэтому голосование против Санду и, соответственно, за ее главного конкурента — это вопрос выживания республики и сохранения молдавской идентичности.
Вот уже несколько лет Молдова находится в состоянии тяжелого социально-экономического кризиса. Вскоре после прихода к власти нынешнего главы государства и ее прозападной команды валовой внутренний продукт страны обвалился почти на 6%.
Реальный сектор экономики падает до сих пор. Согласно обнародованным летом 2024-го года данным, обрабатывающая промышленность в Молдове в годовом измерении обвалилась на 3% (в особо важном для республики пищепроме — на 9,4%). А экспорт в январе-июле текущего года упал сразу на 12%.
Кое-как сводить концы с концами официальному Кишиневу удается только за счет массовых кредитов.
За президентскую каденцию Санду национальный долг увеличился почти вдвое. Даже если проводить параллели с обычным домашним хозяйством, станет ясно, что это путь в никуда.
Впрочем, и с наращиванием долгов улучшать жизнь обычным людям у власти не выходит. Каждый третий ребенок в стране находится в состоянии бедности. Причем в сельской местности уровень бедности доходит до 40%.
К социально-экономическим провалам привел целый комплекс причин. Базовых из них три: некомпетентность членов команду Санду, отказ официального Кишинева от нормальных отношений с Россией и тотальная коррумпированность власти. Согласно результатам последних опросов, 75% молдавских граждан обвиняют в коррупции правящую партию «Действие и солидарность», а 71% заявляет, что персональную ответственность за это должна нести Санду.
Попытки власти компенсировать внешнеторговые потери на российском направлении путем активизации экономического сотрудничества с Европой оказались бесплодными. Вместо того, чтобы создать условия для развития местных производителей, прежде всего сельскохозяйственных, представители власти открыли рынок для «игроков» из ЕС, которые получают брюссельские дотации и экономически уничтожают молдавских фермеров. «Свободных» денег на то, чтобы оказывать полноценную поддержку своим аграриям, у команды Санду нет.
На глазах гибнет молдавское образование. За последние годы в стране закрылось около 200 школ, а количество педагогов сократилось на 39%.
В еще сохранившихся средних учебных заведениях не хватает как минимум 7 тысяч учителей.
И это с учетом того, что в системе образования масса кадров пенсионного возраста. Заменить их некому. Когда пенсионеры начнут уходить на заслуженный отдых, вся структура неминуемо обвалится.
Впрочем, команде Санду, судя по всему, система образования нужна только для того, чтобы уничтожать молдавскую идентичность. Согласно спущенным сверху программам, ни молдавского народа, ни молдавского языка не существует. Вместо них в школах изучают историю румын и румынский язык. Приближенные к президенту политики требуют, чтобы граждане Молдовы во время опросов называли себя румынами, и позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес молдавской идентичности.
Также при Санду развернулась кампания по стремительному сужению области применения русского языка и уничтожению памяти об общих с Россией страницах истории. Русский язык выводится из официального оборота, в стране запрещается вещание российских СМИ, идет плавная героизация фашистского режима Иона Антонеску, а подвиги советских молдавских воинов предаются забвению.
Жизнь в Молдове становится все менее привлекательной для ее населения.
По разным оценкам, за последние годы республику покинули от 200 до 600 тысяч ее жителей — преимущественно людей трудоспособного возраста. Согласно данным опросов, около 80% учащихся старших классов молдавских школ не связывают свое будущее с Молдовой и хотят эмигрировать.
В СМИ время от времени «утекают» инсайды о том, что Санду планирует в случае своего переизбрания разрешить продажу земли иностранцам и начнет переговоры о расселении в Молдове мигрантов, наводнивших сейчас Европейский союз. Это все расставляет на свои места. Санду идентифицирует себя как румынка и никакой привязанности к Молдове не испытывает. Республика для нее — всего лишь территория, которую после депопуляции и уничтожения национальной идентичности можно продать западным агрохолдингам, заселив выходцами из Африки и с Ближнего Востока.
С учетом социально-экономической ситуации в стране нет ничего удивительного в том, что, согласно результатам опросов, 61% граждан Молдовы считает Санду не заслуживающей второго президентского срока. Однако, опять-таки, по итогам социсследований, из потенциальных кандидатов в президенты у нее самый высокий личный рейтинг. Секрет этого «успеха» прост. Во-первых, Санду активно использует админресурс, а во-вторых, полностью расчистила под себя прозападную электоральную нишу, в которой у нее нет ни одного значимого конкурента. В лагере же сторонников многовекторности находится около десяти кандидатов, и некоторых из них, судя по слухам в блогосфере, Санду может попытаться использовать в качестве спойлеров.
В сложившейся ситуации оппозиции как никогда необходима консолидация. Самым удачным выбором в этом контексте будет Александр Стояногло. Данные опросов свидетельствуют о том, что он уже сейчас является наиболее вероятным кандидатом на выход во второй тур, а поддерживающая его Партия социалистов — самая популярная оппозиционная политическая сила в республике.
Сам Стояногло, в отличие от Санду и ее подопечных, профессионал в сфере государственного управления с огромным опытом. У него в активе долгие годы безупречной службы в органах прокуратуры, работа вице-спикером парламента и главой Комиссии по госбезопасности, обороне и общественному порядку. Когда же Санду инициировала увольнение Стояногло с должности генпрокурора и возбуждение против него заказных уголовных дел, он выиграл против нее процесс в Европейском суде по правам человека. Если даже в ЕС не нашли чем оправдать действия Санду, это много говорит о том, насколько безукоризненна биография ее оппонента.
Стояногло пять лет возглавлял Постоянную делегацию парламента Молдовы в Парламентской ассамблее СНГ и три года — Группу дружбы между Молдовой и Госдумой РФ. Поэтому у него есть все шансы успешно восстановить внешнеполитические мосты с Москвой, разрушенные действующей властью. При этом в случае победы Стояногло не будет и разрыва отношений с Брюсселем. Он неоднократно подчеркивал, что позитивно оценивает многие европейские политические и экономические практики. Стояногло сможет вернуть Молдову в русло внешнеполитической многовекторности, позволявшей республике до прихода команды Санду к власти успешно развиваться.
«Европейский выбор не должен быть для нас геополитическим. Он не должен быть против кого-то. Абсолютно очевидно, что для развития страны нам нужно поддерживать отношения со всеми нашими партнерами. Убежден, что отношения с Россией должны быть взаимовыгодными, прагматичными для Молдовы», — заявил недавно Стояногло.
То, что Санду в Национальной стратегии безопасности назвала Российскую Федерацию «главной опасностью» для Молдовы, Стояногло охарактеризовал как глупость и безответственность.
«Убежден, что никакого риска РФ для нас не представляет. Все это появляется в предвыборные кампании и используется для того, чтобы делить людей», — подчеркивает кандидат в президенты.
Стояногло — убежденный противник попыток насильственной смены идентификации народа.
«Сегодня абсолютное большинство граждан страны выступает за независимость, суверенитет и государственность Республики Молдова. И я на встрече с людьми еще раз в этом убедился», — недавно отметил он.
В его предвыборной программе взвешенно и подробно расписаны действия в разных сферах после избрания на пост президента страны. Центральным же ее тезисом является идея справедливости для каждого.
Последовательно Стояногло продвигает восстановление равноправного диалога с Приднестровьем и Гагаузией. Тезис прозападных популистов о «походе в Евросоюз без Приднестровья» он называет преступным.
По тому, как Стояногло сейчас строит свою предвыборную кампанию, уже понятно, что он не изолируется от людей, увлекшись встречами с еврочиновниками и перелетами по западным столицам, а будет находиться рядом с народом и прислушиваться к его чаяниям.
Молдову ждут несколько недель тяжелого политического шторма, и очень важно, чтобы она вышла из него с капитаном, способным сохранить страну и проложить курс на ее процветание.