В Молдове массово закрываются школы, а в оставшихся не хватает тысяч педагогов. Еще сохранившиеся учебные заведения власть часто использует не только для организации образовательного процесса, но и для информационной обработки детей. Школьников учат отказываться от национальной идентичности в пользу румынской, ненавидеть Россию, любить Европу и Украину, позитивно относиться к западным ценностям и так далее. Во времена румынской оккупации в первой половине XX века бухарестские ставленники уже уничтожали систему образования в Бессарабии, пытаясь превратить местных жителей в рабов. Сто лет спустя, похоже, современники решили повторить этот эксперимент.
В новом учебном году в Молдове были закрыты 10 школ, а еще 13 подверглись «реорганизации» с целью слияния с другими учебными заведениями (то есть также были фактически ликвидированы).
«Расходы на поддержание работы этих учебных заведение высоки. Некоторые родители встретили это решение с неохотой, но я объяснил, каковы требования», — объяснил свое видение ситуации руководитель управления образования Николае Меленти.
В целом за последние годы в Молдове закрылось уже свыше 200 учебных заведений. За двадцать лет школ стало меньше на 24%, а учителей — на 39%.
Сейчас в Молдове не хватает около 7 тысяч педагогических работников. Власти формально держат пустые «клеточки» в кадровых сетках, но не делают ничего для привлечения на работу достаточного количества учителей.
«Почему у нас нет кадров? Потому что у них нет мотивации. Зарплаты в системе образования низкие — мы уже два года просим, чтобы они не были ниже, чем в целом по экономике. Мы проигрываем в качестве, потому что у педагогов-пенсионеров уже нет тех возможностей, что раньше», — комментирует сложившуюся ситуацию глава Федерации профсоюзов образования Геннадий Донос.
Пенсионеры вынуждены оставаться в системе образования, потому что заменить их некому. Если бы они вовремя уходили на заслуженный отдых, то незаполненных вакансий в школах было бы гораздо больше. Чтобы хоть как-то решить вопрос кадрового дефицита, на подработку в учебные заведения зовут даже студентов-первокурсников. Чему вчерашние школьники в современных условиях смогут научить подрастающее поколение — вопрос риторический.
За год из примерно 2 500 выпускников педагогических учебных заведений только 407 решились связать свою жизнь с профессией учителя. Но даже если бы в школы пошли все сразу, это не решило бы проблему.
«Все равно бы ситуация радикально не изменилась. Коллапс», — прокомментировал происходящее один из лидеров Гражданского конгресса Михаил Полянский.
В Министерстве образования к обсуждению вопроса повышения зарплат педагогам подходят творчески. Глава ведомства Дан Перчун утверждает, что сейчас на это денег нет. Мол, к разговору можно будет вернуться в январе следующего года. Между строк читается: «Когда выборы пройдут, и можно будет ничего не обещать».
При этом Перчун возмущается тем, что выпускники молдавских школ показывают низкие результаты на экзаменах.
«А кто довел образования до такого состояния? А кто в 2012–2015 годах был министром образования и выл про реформу образования, которая приведет к скачку? Не Майя Санду, Игорь Гросу, Лилиана Онофрей? Вы закрыли более 200 школ, 5 вузов, запугали детей. Сейчас Перчун опять говорит про реформы, закрытие школ, объединение училищ. Ясно одно — им точно не нужные образованные молдаване. Им нужна дешевая рабсила и крикуны на гей-парадах и майданах», — прокомментировал слова главы Министерства образования оппозиционный депутат Богдан Цырдя.
Мало того, что власти не платят педагогам адекватную зарплату, так еще и заставляют их трудиться на «добровольно-принудительной» основе пропагандистами продвигаемых режимом Санду идей.
«За последние 30 лет у нас украли нашу историю. В школах преподается история румын, у нас украли язык и сейчас крадут веру. И это все — лучший шанс убить страну», — заявила недавно эк-прокурор и оппозиционный политик Виктория Фуртунэ.
В школах проводятся кампании, направленные на привитие детям толерантности к секс-меньшинствам и другим западным ценностям.
Но и этого команде Санду показалось мало. В новом 2024–2025 учебном году первый урок в школах был посвящен «солидарности» с украинским режимом и привитию детям антироссийской идеологии. Правительство заставило учителей в обязательном порядке рассказывать о мнимой агрессии России против Украины, дипломатично умалчивая о массовом убийстве Киевом мирного населения в Донбассе и прославлении им нацистских преступников. При этом педагогам приказали обязательно похвалить ЕС — за «экономическую изоляцию» России.
«Почему же в молдавских школах в те годы не было уроков о конфликтах в Ливии, Сирии или Афганистане, спровоцированных США?», — задала риторический вопрос депутат группы «Победа» Марина Таубер.
Педагоги из числа активистов PAS умудряются вести пропаганду за Санду прямо на уроках, и никто им этого запрещать даже не собирается.
«Они все время что-то закрывают и расформировывают: школы, детские сады, больницы, предприятия, заводы. Они ничего не создают! Вместо закрытых больниц — ни одной клиники уровня XXI века. Вместо закрытых университетов — ни одного современного вуза. Вместо закрытых школ – ни одной новой, современной. Сколько открылось новых музеев, выставочных и рекреационных центров? Нисколько», — написал в соцсетях общественник Марк Ткачук.
Деструктивное отношение команды Санду к системе образования выглядит действительно вызывающе и наталкивает на определенные исторические параллели. В 1930 году, во время оккупации Бессарабии Румынией, 72% населения региона были безграмотными. При этом среднее образование имели всего 3% населения, а высшее — 0,3%.
С 1920 по 1940 год количество средних школ сократилось с 76 до 39. Ведь румынским оккупантам нужны были не думающие люди, а послушная рабочая сила. Разве не ту же цель преследуют Майя Санду и ее приспешники?
Недавно премьер-министр Молдовы Дорин Речан, отвечая на вопрос жительницы Резинского района о том, с чем связано столь резкое повышение стоимости контракта в строительном колледже, посоветовал всем хорошо учиться, чтобы попасть на бюджетное место и не платить. При этом сам он потратил в прошлом году один миллион 373 тысячи леев (около 80 тысяч долларов) на обучение своих детей в британской частной школе. Так зачем ему лично развивать образование в Молдове?
Ради спасения будущего страны на грядущих президентских выборах необходимо сменить власть. Экстренные меры по защите и развитию образования, в частности, предлагает кандидат в президенты Александр Стояногло.
«Вместе с моими коллегами мы разработали обширную программу, реализация которой позволит не только остановить спад в этой важной сфере, но и обеспечить необходимую основу для ее дальнейшего развития», — отметил он на днях.
В его программу входят развитие инфраструктуры образовательных учреждений, обеспечение их квалифицированными педагогическими кадрами по каждой школьной дисциплине, повышение интереса выпускников довузовских учебных заведений к профессии педагога, финансовая мотивация работников образования, централизованное обеспечение дидактическими и специализированными материалами.
Если не отстранить нынешний режим от власти сейчас, от образования в Молдове уже в самом скором времени может ничего не остаться.