Латвия продолжает гонения на русский язык. Какие последствия у такой политики?
Андрей Локтионов
На сегодняшний день Латвия, пожалуй, является одной из самых антироссийски настроенных стран мира. В республике стараются искоренить все русское с таким же рвением, с каким некогда латышские стрелки устанавливали диктатуру мирового пролетариата в бывшей Российской империи.
Одним из последних новшеств стали принятые латвийским Сеймом поправки к закону о кредитных учреждениях. Отныне русский язык запрещено использовать в местных банкоматах. Из того же ряда — возмущение националистов по поводу русскоязычной рекламной брошюры, которая распространяется в магазинах крупной торговой сети. Дерусификаторы уже потребовали у ритейлера убрать русский язык и на кассах самообслуживания.
В сфере образования гонения на русский язык начались уже давно. С 2026 года его перестанут изучать во всех школах Латвии в качестве второго иностранного. Как официально заявлено, «чтобы выросло новое поколение, не восприимчивое к кремлевской пропаганде». Правда, попытка бывшего министра образования и нынешнего депутата парламента Карлиса Шадурскиса запретить школьникам общаться между собой на русском даже на переменах провалилась. Бюро омбудсмена признало такое требование незаконным. Но, вероятнее всего, это лишь временно.
Запрет русского языка уже обернулся колоссальными убытками для образовательной отрасли Латвии. Дело в том, что с начала 2000-х в стране расцвела система частных вузов — и именно потому, что там предоставляли возможность обучения на русском. Этим пользовались не только местные русскоязычные, но и молодые люди из других государств постсоветского пространства, желающие получить диплом европейского образца.
Например, в 2016 году только 5,5 тысячи иностранных студентов, не считая местных, принесли Латвии примерно 150 миллионов евро, из которых половину составили прямые расходы на учебу, а остальное — косвенные. В 2017 году в частных вузах Латвии учились 15 439 человек, из них 5 189 или 34% — на русском языке.
Ректор института транспорта и связи Юрис Канелс заявил о том, что решения, связанные с выдавливанием русского языка из образовательной сферы, обходятся Латвии в десятки миллионов евро убытков.
Активистов, которые насаждают везде и во всем латышский язык, можно считать одной из главных проблем латвийской экономики. Не желая пребывать в «языковом гетто», из страны все более интенсивно уезжает русскоязычное население, доля которого традиционно велика как раз в промышленности и бизнесе. Не факт, конечно, что все ущемленные в праве говорить на родном языке эмигранты переселятся в Россию, но в Латвии они точно не останутся.
Но, похоже, латвийские власти готовы поступиться не только собственной экономикой, но и культурой. Буквально на днях совет Рижской думы по памятникам одобрил демонтаж всех объектов, посвященных Александру Пушкину, за то, что поэт «воспевал имперские интересы России и не сделал ничего хорошего для латышского народа», как выразился профессор Латвийского университета Юрис Улманис, родившийся и выросший в США, а на историческую родину перебравшийся относительно недавно. Заодно с памятником Пушкину уберут и бюст его музы Анны Керн, что напоминает «сталинские репрессии» с их понятием членов семьи врага народа. После этого уже не удивляют попавшие в тот же «черный список» мемориальные доски Петру I, Владимиру Ленину, а также писателям Максиму Горькому и Валентину Пикулю.
Впрочем, дерусификаторы при случае бьют и по своим — правда, своими их, видимо, не считая. Логику все того же думского совета по памятникам в отношении мемориальных табличек в честь типографии газеты Cīņa («Борьба»), выходившей на латышском языке с 1904 по 1991 годы и бывшей органом ЦК компартии Латвии, или доски, посвященной самой КП ЛССР, еще понять можно. Но ведь заодно намереваются демонтировать другие: писателю-романисту, поэту и драматургу, сатирику и литературному критику Андрею Упитису, историку Янису Зутису, поэтессе и переводчице Мирдзе Кемпе, писательнице и драматургу Анне Бригадере, лингвисту Янису Эндзелинсу, актрисе Лилите Берзине...
Вся вина этих людей заключается лишь в том, что расцвет их деятельности пришелся на времена СССР.
Но что поделать, если за межвоенные 20 и последние 30 с небольшим лет «независимости» в Латвии так и не появились литераторы, артисты и ученые, сравнимые по масштабу с вышеперечисленными?
Заодно можно вспомнить и историю со зданием Латвийского национального театра, с которого пару лет назад исчезли доски с именами поэта, драматурга и переводчика Яниса Райниса, театрального актера, режиссера и педагога Альфреда Амтманиса-Бриедитиса. Причина та же — творчество в советский период. А вместе с ними не пощадили доску в честь Карлиса Улманиса, которого, по идее, должны уважать латвийские националисты.
В конце концов, неизбежный после окончательного изгнания из страны русского языка отказ от своей истории и «сужение» культуры — это выбор нынешнего руководства Латвии.
При этом они не вспоминают о Европейской хартии региональных языков и прочих документах ЕС в сфере языковой политики, декларирующих неотъемлемое право на использование регионального языка или языка меньшинств в частной и общественной жизни.
А европейские институты продолжают закрывать глаза на дискриминационную политику властей страны — члена ЕС, которая нарушает нормы Евросоюза в то же время, как требуют соблюдения прав человека от других государств.
Но вот о своих мемориалах в России прибалтийские власти помнят и переживают. Так, прошлой осенью Министерства иностранных дел Литвы и Эстонии предъявили РФ претензии по поводу снятых в ходе реконструкции кладбища во Владимире памятных табличек с именами католического архиепископа, министра иностранных дел Литвы в 1925–1926 годах Мечисловаса Рейниса и главнокомандующего вооруженными силами буржуазной Эстонии Йохана Лайдонера, скончавшихся в знаменитом Владимирском централе. Ведь, как любят говорить современные либералы, «это другое».