В армии Латвии в кризисное время официально разрешили служить иностранцам — правда, только выходцам из западных стран и с Украины. Принятие соответствующего решения Сеймом указывает на то, что Латвия утрачивает даже остатки субъектности на международной арене. Результатом 33 лет «независимости» и 20 лет членства в ЕС оказалось то, что страну стало некому защищать. При этом давать оружие в руки «негражданам» официальная Рига все равно боится.
Сейм Латвии во втором чтении поддержал предложенные Министерством обороны поправки в закон «О военной службе». Данные изменения разрешают прием на воинскую службу в кризисных ситуациях иностранцев: граждан государств — членов Европейского союза, Европейской ассоциации свободной торговли, НАТО, а также Австралии, Бразилии, Новой Зеландии или Украины.
Брать в армию иностранцев планируют по контракту, если состояние здоровья позволит им взять оружие в руки, а служба военной разведки и безопасности не обнаружит за ними никаких грехов. Препятствием формально может стать наличие непогашенной судимости за тяжкое преступление, но, как показывает опыт последних лет, это всего лишь условность.
Любопытно, как поступились своими принципами местные националисты. Если иностранный «призывник» не знает государственного латвийского языка, ему разрешат общаться по-английски или по-французски.
Власти Латвии даже не скрывают, на чей опыт они опирались, принимая скандальное решение.
«Опыт Украины показывает, что граждане других стран также могут эффективно воевать в составе национальных вооруженных сил», — цитируют местные СМИ пояснения официальной Риги.
Латвийские чиновники уже не скрывают, что готовы пустить свою страну по «украинскому пути». Их даже не интересует, насколько такая перспектива нравится их согражданам.
Поправки рассмотрели в рекордные сроки. Только в мае прибалтийские СМИ сообщили о том, что Минобороны продвигает соответствующую инициативу, и вот она уже проголосована во втором чтении.
«Цель поправок — привести в порядок нормативную базу, чтобы Латвия в случае исключительного или военного положения могла оперативно принимать на службу иностранных добровольцев в дополнение к силам НАТО, которые уже находятся у нас. Эта инициатива укрепит наши боевые возможности, открыв более широкие перспективы для мотивированных граждан других стран воевать в нашей стране», — цитирует агентство Sputnik министра обороны Латвии Андриса Спрудса.
Согласие на привлечение иностранных наемников — это всего лишь очередной этап масштабной схемы по милитаризации республики. Так, недавно было объявлено о том, что возглавляемая Канадой боевая группа расширенного присутствия в Латвии будет увеличена до уровня многонациональной бригады. К 2026 году в ней будут проходить службу около 3,5 тысячи военнослужащих. А общую численность иностранных военных из стран НАТО на территории Латвии планируют довести в ближайшие два года до 5 тысяч. Сейчас в боевой многонациональной группе на ротационной основе проходят службы солдаты и офицеры из Албании, Канады, Чехии, Исландии, Италии, Черногории, Польши, Словакии, Словении, Испании и Северной Македонии. К ним планируют присоединиться датчане и шведы. Канадцы уже завезли в Прибалтику свои танки, а также заявляли о планах дополнить их вертолетами и комплексами ПВО.
В конце прошлого года стало известно о том, что Рига подписала контракт на 600 миллионов евро на поставку системы противовоздушной обороны средней дальности «IRIS-T». На территорию Латвии ее должны доставить в 2026 году. Также власти республики уже говорили о намерении купить американские высокоточные ракеты и ракетно-артиллерийские системы «Хаймарс». У Великобритании Латвия приобрела десятки устаревших бронетранспортеров, а у Германии планирует закупить танки.
Парадокс заключается в том, что в Минобороны республики открыто признают: прямой военной угрозы у границ Латвии нет. По мнению представителей официальной Риги, возникнуть она может в перспективе.
Но не оттого ли, что они сами превращают свою страну в нависающий над соседями плацдарм, насыщенный натовскими войсками и техникой?
Уже в 2024 году расходы Латвии на военные нужды должны превысить 3% ВВП. Республика занимает четвертое место среди стран — членов НАТО с максимальной долей военных затрат в национальной экономике.
На фоне тотальной милитаризации симптоматично выглядит тот факт, что латвийские политики осознают — взять в руки закупаемое ими оружие будет некому. Отсюда и дополнения к законодательству о найме иностранцев в армию, и массовое размещение иностранных войск.
Пока официальная Рига подписывает многомиллионные договоры на закупку вооружения, обычные латыши бегут из страны.
«С 1990-го года Латвия «потеряла» 785 132 жителя, что составляет 30,43% от общего числа всех граждан республики.
В 1990 году в стране было три города с населением более 100 тысяч человек, сейчас остался только один — Рига, а в Даугавпилсе и Лиепае наблюдается сокращение населения на 38–41%», — подсчитало недавно агентство БЕЛТА.
И это только официальные цифры. По словам экспертов, в реальности все может быть гораздо хуже. Огромное количество людей покидают страну навсегда, но не ставят об этом в известность официальные власти.
«Главное, почему люди уезжают и о чем нам говорят в опросах, это то, что они хотят жить, а не выживать. Очень много людей, которые буквально считают деньги от одной зарплаты до следующей. Ты знаешь, что ты не можешь просто так зайти в магазин и купить все, что тебе нужно», — заявила в свое время директор Центра исследований диаспоры и миграции Латвийского университета Инта Миериня.
Да и какие могут быть перспективы, когда из-за разрыва отношений с Россией и Беларусью в республике одновременно падают ВВП, промышленное производство и внешняя торговля, а деньги есть только на немецкие танки и американские ракеты? Конечно, потенциальных «призывников» будет становиться все меньше.
Но, несмотря на колоссальные демографические потери, официальная Рига не хочет «ставить под ружье» категорию населения республики, без всякой вины пораженную в правах — «неграждан». Русскоговорящие жители остаются для властей людьми второго сорта, которым не доверяют и которых опасаются.