Фантомные боли прошлого. Какие цели преследует Польша на белорусском направлении?
Всеволод Шимов
На этой неделе Беларусь отметила День народного единства. 17 сентября 1939 года начался освободительный поход Красной армии, в результате которого территории западной Украины и Белоруссии вошли в состав СССР и были присоединены к соответствующим союзным республикам.
Переоценить значение этого события для Беларуси сложно. Территория и население республики увеличились в два раза. Были остановлены процессы полонизации и окатоличивания населения. По сути, основы современной белорусской государственности были заложены именно тогда, в сентябре 1939 года.
В память об этом событии в большинстве городов на западе Беларуси есть улицы 17 сентября.
Однако как официальная праздничная дата 17 сентября было установлено только в 2021 году, несмотря на то, что общественные инициативы с такими предложениями выдвигались не раз.
Долгое время белорусские власти опасались негативной реакции на подобный праздник со стороны польских властей. Действительно, для Польши события 1939 года являются весьма болезненными, там их часто называют четвертым разделом Речи Посполитой.
Но политика Польши и Литвы, в рамках которой в 2020 году Варшава и Вильнюс без малейшего стеснения вмешивались во внутренние дела Беларуси, показала, что односторонние уступки соседям за счет национальной исторической памяти не принесут ничего хорошего.
История 85-летней давности — прекрасный повод вспомнить о том, что вызовы и угрозы, с которыми сталкивался и которые преодолевал СССР, никуда не исчезли и сегодня.
По большому счету, события 1939 года были лишь одним из эпизодов в многовековом противостоянии польскому экспансионизму на земли исторической Руси. Эта борьба не закончилась ни в 1939, ни в 1945, ни в 1991 году и продолжается и поныне.
Варшава традиционно рассматривает восточные земли былой Речи Посполитой как естественную зону своих геополитических интересов, и Республика Беларусь является неотъемлемой частью этого пространства.
Следует отметить, что политика Польши в отношении былых «кресов всходних» претерпевала существенные изменения. Так, Вторая Речь Посполитая, которая бесславно рухнула осенью 1939 года, проводила политику грубого империализма и насильственной ассимиляции в отношении восточных славян, оказавшихся в тогдашних польских границах и составлявших до 40% населения государства.
В послевоенный период была разработана более утонченная доктрина Гедройца-Мерошевского, которая подразумевала отказ от непосредственных территориальных притязаний к Украине, Беларуси и Литве, но претендовала на духовное лидерство Варшавы для этих стран.
Современная Польша придерживается скорее именно этой тактики. Кроме того, она скована обязательствами в рамках ЕС и вынуждена соблюдать принципы нерушимости сложившихся политических границ.
В отношении Беларуси это выразилось в продвижении пропольских нарративов, основанных на романтизации эпохи Речи Посполитой и польской шляхетской культуры, распространении представлений о Речи Посполитой как якобы общем отечестве поляков и белорусов.
После событий 2020 года возможности Польши влиять на общественное мнение в Беларуси резко сократились, а отношения с официальным Минском стали откровенно враждебными.
В 2020 и 2021 гг. из Минска несколько раз звучали заявления о возможной агрессии Польши с целью оккупации западных областей.
Действительно, в Польше по-прежнему с ностальгией вспоминают Вторую Речь Посполитую и рассматривают ее восточные границы как геополитический идеал.
Очевидно, сценарии военных операций на бывших «кресах всходних» вполне рассматриваются в Варшаве как возможная перспектива, однако для этого необходимо существенное изменение геополитических реалий в регионе.
Пока же Польша наращивает свой военный потенциал в расчете стать ведущей военной державой Восточной Европы. Польская армия насчитывает более 150 тысяч человек и в ближайшее время может увеличиться до 300 тысяч, создавая давление на западные рубежи Союзного государства.
Перманентное нагнетание напряженности на границе с Беларусью также является частью польской внешней политики, которую Варшава осуществляет в координации с Вильнюсом. Закрытие погранпереходов, провоцирование очередей, ужесточение пропускного режима — все это стало частью повседневной реальности пограничных районов, что осложняет жизнь как простым гражданам, так и бизнесу.
Польша и Литва остаются главным приютом для радикальной белорусской оппозиции. Несмотря на то, что в настоящее время ее влияние внутри Беларуси близко к нулевому, в Варшаве и Вильнюсе по-прежнему не сбрасывают эту публику со счетов, надеясь использовать ее в своих интересах в будущей политической игре. Очевидно, особые надежды в этой связи возлагаются на транзит власти в Минске, который на Западе ожидают с нетерпением, рассматривая его как окно возможностей для радикального изменения ситуации внутри РБ.
Беларусь находится на переднем крае геополитической борьбы, а риски, связанные с недружественным польско-литовским соседством, остаются значимым фактором внутренней и внешней политики.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН