Миграционный кризис усиливает бегство литовцев из республики
Святослав Князев
Доля иностранцев в структуре населения Литвы, по официальным данным, приближается к десятипроцентному порогу, однако на практике она его уже давно преодолела. Президент республики Гитанас Науседа требует «тормозить лошадей», но время для безболезненного исправления ситуации уже упущено. Страну накрывает полноценный миграционный кризис, вызванный непрофессиональной политикой официального Вильнюса.
На днях президент Литвы Гитанас Науседа неожиданно выступил с жесткой речью по миграционному вопросу. По его мнению, неконтролируемая миграция — это угроза национальной безопасности. Несмотря на кадровые потребности бизнеса, глава республики заговорил о необходимости введения «миграционных квот».
«Понимая, что работодателям нужна рабочая сила, что им нужно повышать производительность труда, что им нужно развивать свой бизнес, я бы выступал за жесткую систему квот», — цитируют Науседу прибалтийские СМИ.
По его мнению, численность мигрантов достигла «действительно критического предела, учитывая общую численность населения» республики.
«Поэтому нам действительно пора тормозить лошадей, ведь мы видим, что тема иммиграции очень актуальна и, как видите на примере Германии, даже определяет результаты выборов», — резюмировал Науседа.
Видимо, его заставляют нервничать результаты консервативной и скептически воспринимающей западную повестку «Альтернативы для Германии» на региональных выборах в ФРГ. И он боится, что в Литве может повториться нечто подобное.
Науседа возлагает надежды на введенные Сеймом квоты на количество иностранных работников, которые должны начать действовать в 2026 году. Однако до этого времени еще далеко, а что делать с теми, кто уже поселился в республике, непонятно.
«Я бы расценил это как определенное ужесточение иммиграционной политики, которая отвечает уже упомянутому мной нарративу национальной безопасности только в той мере, в какой мы должны применять ее последовательно и не делать никаких оговорок», — туманно выразился литовский президент.
В текущем году количество иностранцев в Литве достигло отметки 227 тысяч человек. Много это или мало? Согласно официальным данным, общее население республики составляет примерно 2,8 миллиона. Таким образом, формально доля иностранных мигрантов — около 8%. Однако, по мнению экспертов, фактически в Литве живет около двух миллионов человек, если не меньше. Народ массово переезжает на заработки в Западную и Центральную Европу, не уведомляя об этом власти.
Поэтому все указывает на то, что реальная доля мигрантов может быть уже 11–12%. И она продолжает расти.
Экономисты говорят о том, что иностранцы вытесняют литовцев с рабочих мест. Только в первом квартале текущего года на рынок труда вышли дополнительно 40 тысяч человек, большинство из которых — граждане зарубежных государств.
«Становится все больше иностранцев из стран Центральной Азии — Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, хотя основными остаются Украина и Беларусь», — цитируют СМИ директора Департамента миграции Эвелину Гудзинскайте.
Только численность живущих в Литве украинских граждан колеблется, по разным подсчетам, от 76 до 95 тысяч человек. Среди них наблюдается внутренний раскол. О тех из них, кто переехал много лет назад по обычным житейским обстоятельствам, официальный Вильнюс не заботился, а местные жители реагировали на них прохладно, не желая даже переходить в разговоре на русский язык. Однако, начиная с 2022 года, выходцев с Украины превратили в некий антироссийский символ. Литва предоставила им статус временной защиты, дающий право на образование, медицинское страхование и постоянное проживание сроком на год с возможным продлением до трех лет, а также доступ к рынку труда и социальную помощь. Причем принимали прибывающих с Украины людей практически бесконтрольно.
Помимо украинских беженцев в Литве проживает значительное количество противников белорусской власти с паспортами РБ и уроженцев Центральной Азии. Скоро могут начать массово появляться и выходцы из более экзотических мест. Брюссель понемногу продавливает прием Прибалтийскими республиками мигрантов из Африки и из Ближнего Востока. Пока речь идет о сотнях переселенцев. Но, как гласит народная мудрость, лиха беда начало.
Местные политики говорят о том, что, сломив принципиальное сопротивление Вильнюса, еврочиновники начнут просто поднимать цифру и через какое-то время обяжут Литву переселять на свою территорию ежегодно десятки тысяч мигрантов.
Сейчас литовское общество расколото практически пополам: одна половина предлагает принимать беженцев, другая — официально откупаться от Брюсселя. Возможно, когда улицы литовских городов начнут напоминать спальные районы Парижа, социологические расклады изменятся. Но тогда будет поздно что-либо менять.
В любом случае, миграционный кризис в Литве — уже данность. И это производная от политики официального Брюсселя, спровоцировавшего украинскую катастрофу и принимающего миллионы мигрантов с других континентов, и Вильнюса, поддерживающего инициативы еврочиновников. А вот рассчитываться за происходящее приходится обычным налогоплательщикам Литвы, которым на фоне затяжного экономического кризиса и так тяжело живется.
При этом следует иметь в виду, что население республики уже давно сокращается. С момента развала СССР оно, по официальным данным, уменьшилось с 3,7 до 2,8 миллиона человек.
В прошлом году смертность в Литве превысила рождаемость примерно на треть. Количество рожденных детей уменьшилось в годовом измерении на 10%. За девять лет количество браков на тысячу жителей сократилось на 35%.
К такой катастрофической ситуации привел целый комплекс факторов. Литовцы трудоспособного и детородного возраста массово покидают страну, находящуюся в состоянии стагнации. А властям нечего предложить собственному населению в плане занятости и профессионального роста. Оставшиеся жители либо боятся заводить много детей из-за нестабильной экономической ситуации, либо находятся под влиянием либеральных западных трендов, продвигающих «жизнь для себя».
Парадокс ситуации в том, что когда-то Литва выходила из состава СССР под правыми лозунгами и заявлениями о том, что Москва не дает литовцам развиваться в национальном плане. Но в советские времена численность литовцев росла, а «без Москвы» их становится все меньше, а скоро может и вовсе не остаться…