С 3 сентября по 8 октября в Латвии проходят военные учения Namejs 2024 с участием военнослужащих из нескольких стран НАТО. На этом фоне министр иностранных дел республики Браже поддержала идею призыва женщин на обязательную военную службу. По мнению политика, обязательная воинская повинность женщин «принесет пользу всем».
Результаты выборов в Европарламент в Латвии не стали сюрпризом для большинства наблюдателей. Они запомнились крайне низкой явкой и во многом закрепили лидирующие позиции правящей партии «Новое единство», отличающейся особо резкой антироссийской риторикой. Курс нынешнего латвийского правительства подтверждается не только принятием инициатив, прямо поражающих в правах русскоязычное население Латвии, таких как отмена политических дебатов на русском языке перед выборами в Европарламент или ограничение возможности на получение школьного образования на русском. Оно также продолжает заниматься нагнетанием международной обстановки в регионе путем наращивания эскалации и организации военных учений.
Привлекает к себе внимание интенсивность проведения мероприятий по повышению обороноспособности Прибалтийских республик: еще в январе нынешнего года были организованы учения сил НАТО «Яростный волк — 24» на территории Латвии, в период выборов в Европарламент были проведены морские учения НАТО Baltops-24, а с 3 сентября начались очередные ежегодные военные учения Национальных вооруженных сил Латвии Namejs-2024. В рамках последних планируется задействовать около 11 000 латвийских солдат, земессаргов и военнослужащих стран — союзниц по НАТО, в их числе США, Литва и Эстония. Смысл проведения учений — отработка взаимодействия различных органов в условиях организации мероприятий по мобилизации и улучшение функционирования мобилизационных механизмов.
При кажущейся рутинности проведения вышеуказанных маневров они вполне органично вписываются в общий контекст постепенной эскалации в регионе, направленной против России. Так, начало проведению Латвией учений Namejs было положено еще в 2014 году после резкого обострения противоречий между Россией и Украиной. А в прошлом году латвийский Сейм одобрил законопроект о возвращении всеобщего обязательного призыва в армию, который был отменен в 2007 году. Тем тревожнее становится заявление министра иностранных дел Латвии Браже от 9 августа этого года о необходимости привлечения женщин к несению обязательной военной службы. Тем самым она фактически поддержала ранее выдвинутую командующим вооруженными силами Латвии Каниньшем инициативу о распространении воинской обязанности на женщин.
Странно выглядят попытки объяснить эту идею соображениями поддержания полового равенства, а также стремлением укрепить дисциплину, которое в мужском коллективе военнослужащих, по словам политика, может быть достигнуто за счет присутствия в нем женщины.
На фоне продолжающейся антироссийской риторики и военной эскалации в регионе Балтийского моря причины такого решения видятся в кризисном положении латвийской армии, формирующейся частично на добровольной основе и сталкивающейся с нехваткой квалифицированных кадров, а также в необходимости поддержания стресса среди населения республики перед лицом мнимой внешней угрозы.
Усилившееся после обострения российско-украинского конфликта в феврале 2022 года муссирование в информационном поле «русской угрозы» уже превратилось в один из столпов политической линии правительства Латвии. Вместо концентрации имеющихся ресурсов на разрешении комплекса накопившихся в социально-экономической сфере страны проблемных вопросов нынешнее правительство склонно придерживаться курса на солидаризацию с позицией европейских и заокеанских партнеров по украинскому кризису.
Так, Латвия вошла в список «антирекордсменов» по сокращению объемов розничной торговли среди стран еврозоны (сокращение на 1,7%) за июнь, а промышленный сектор республики переживает серьезный спад уже более 18 месяцев (снижение промышленного производства на 5,5% по сравнению с показателем прошлого года).
Доля латвийских граждан, выступающих за оказание поддержки украинским беженцам за счет национального бюджета, неуклонно снижается (в августе 2024 года она составила 48%, хотя еще в марте равнялась 60,1%). Однако правительство продолжает выступать с сомнительными инициативами по «купированию» опасности извне за счет средств латвийских налогоплательщиков, организуя дорогостоящие учения, выделяя финансирование на содержание беженцев и направляя прямые транши на поддержку медучреждений Украины (последний — в размере 100 тысяч евро).
Наблюдается ситуация, при которой латвийские власти игнорируют жизненно важные потребности населения в обеспечении стабильного социально-экономического положения через создание новых рабочих мест и придание стимула развитию промышленного производства. В то же время ими щедро финансируются мероприятия в сфере повышения боеготовности страны. Такое положение дает возможность предположить, что правящие круги Латвии сознательно избрали курс на следование линии США, Великобритании и НАТО на превращение Прибалтийских республик в антироссийский форпост. Населению же уготована участь «пушечного мяса» в случае резкого нарастания эскалации. Тогда становится ясной подобная расстановка приоритетов в распределении латвийских ресурсов, ведь «пушечному мясу» полагается быть эффективным, а не удовлетворенным своим состоянием.