Почему Литва вновь заговорила о сносе советских мемориалов?
Андрей Локтионов
Власти Литвы, проигнорировав международные договоренности, фактически дали «зеленый свет» на эксгумацию могил бойцов Красной армии. Но почему момент для откровенного кощунства был выбран именно сейчас?
Свою войну с советскими солдатами Литва начала практически сразу после того, как последний из них покинул территорию новообразованного прибалтийского государства. Сначала исподволь, а затем все более открыто местные «борцы за независимость» продвигали тренд на «избавление от имперского наследия». Подразумевая под этим в первую очередь ликвидацию мемориалов воинам Красной армии, павшим во время Великой Отечественной войны.
До последнего времени серьезной помехой устремлениям литовских националистов являлся принятый 8 июня 1977 года Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.
Особенно его 34-я статья, гласящая, что «останки лиц, которые умерли <…> в результате военных действий, пользуются уважением, и места погребения всех таких лиц пользуются уважением».
Однако к 80-й годовщине освобождения Литвы от фашистских войск литовским идеологам удалось найти способ обойти положения международного документа. В июне Сейм включил места захоронений советских воинов в перечень общественных объектов, подпадающих под действие ранее принятого «Закона о запрете пропаганды тоталитарных, авторитарных режимов и их идеологий». Это позволило заняться перенесением могил, ненавистных потомкам коллаборационистов. Примечательно, что из 94 депутатов ни один не проголосовал против, нашлось лишь пятеро, которые предпочли воздержаться от участия в откровенном кощунстве.
Теперь был необходим прецедент, которым стали обращения самоуправлений города Шяуляй и Варенского района Литвы. Особенно поразительной выглядит история с Шяуляем. Летом 1944-го года за город целый месяц шли ожесточенные бои, в которых особенно отличилась 16-я Литовская стрелковая дивизия РККА. Но именно его жители, если верить данным организованного муниципалитетом опроса, теперь едва ли не поголовно высказались за эксгумацию останков 53 советских воинов, похороненных у собора Святых Петра и Павла в центре населенного пункта. К слову, памятник на братской могиле был демонтирован еще в 2019-м году.
Что до второго инициатора обращения в Сейм, то в Варенском районе находится поселок Меркине, где в сквере покоятся 246 красноармейцев. Видимо, они также не дают покоя сельчанам (или, скорее, поселковым властям, руководствующимся какими-то своими соображениями).
Так или иначе, в августе комиссия по десоветизации рассмотрела обе петиции и решила их удовлетворить. Председатель комиссии твердо убежден, что «советские власти намеренно хоронили или перезахоранивали останки солдат на центральных площадях городов и поселков, создавая тем самым нарратив о Великой Отечественной войне».
«Это идеологические объекты, а не дань уважения солдатам, поэтому они, безусловно, нарушают закон, — заявил Витас Карчяускас. — Мы рекомендовали перенос мест захоронений на основе положений Женевской конвенции».
И тут возникла проблема, которую не предвидели литовские власти, зато вполне ожидали национальные экономисты. Удовлетворенный решением упомянутой комиссии мэр Шяуляя Артурас Висоцкас решил ковать железо, пока горячо, и сразу попросил у Министерства культуры Литвы денег на инициированную акцию, поскольку у городской казны нет денег на данные расходы.
Необходимую сумму правительство, возможно, и найдет, но никак не раньше следующего года. Так что с этим актом вандализма придется потерпеть.
Действия шяуляйских десоветизаторов, может, и выглядят трагикомичными, но вполне характерны для остальных регионов Литвы, продолжающей переживать экономический кризис. В прошлом году ВВП республики упал на 0,3%, промышленное производство рухнуло сразу на 5,2%, уверенно продолжая сокращаться и в текущем году. Параллельно снижались литовский экспорт (в целом на 11%) и импорт (минус 15%). Как следствие 67% жителей уверены, что ситуация в стране только ухудшается, а 78% вынуждены в той или иной степени ограничивать свои расходы.
Кстати, в случае с эксгумацией советских воинских захоронений литовцев вновь ударят по карману, ведь финансировать это надругательство придется из денег налогоплательщиков, урезая и без того скудные субсидии учителям, врачам и прочим бюджетникам.
Чтобы отвлечь сограждан от насущных проблем, власти используют проверенный способ — переключение внимания электората на выдуманную внешнюю угрозу, которая якобы исходит от России. Заодно официальный Вильнюс может успешно освоить военный бюджет, который, в противоположность внутреннему валовому продукту, год от года только растет. Если в 2023-м расходы на оборону составляли 2,5% ВВП, то в нынешнем достигли 2,75%, и Сейм уже объявил о намерении в ближайшем будущем довести их до 3%. Это при утвержденном тем же парламентом бюджетном дефиците в размере ровно тех же 3%.
Параллельно с этим Вильнюс активно помогает Украине. Премьер-министр Ингрида Шимоните уже подтвердила солидарность с Киевом, выступив там 24 августа.
«Мы будем праздновать победу вместе, со светом, газом и без русни», — продемонстрировала она свою политическую культуру, которую уверенно можно обозначить как «хуторскую».
Фактически она развеяла последние иллюзии российских либералов, упорно твердящих, что Запад ненавидит исключительно власть в Кремле и не имеет ничего против нашего народа.