Переписыванию не подлежит. К чему приведет забвение итогов Второй мировой войны?
Святослав Князев
2 сентября отмечается 79-я годовщина завершения Второй мировой войны. Последние события на международной арене демонстрируют, что ряд стран забывает ее важнейшие уроки. Коллективный Запад начал ломать созданный странами-победительницами мировой уклад еще в конце 1980-х годов, а теперь, столкнувшись с возмущенной реакцией Москвы, изображает недоумение и пытается обвинить во всех проблемах РФ. Один из самых «проблемных» участков в этом смысле — Прибалтика. Местные политические элиты «переписывают» прошлое и активно расшатывают международное равновесие, не задумываясь над тем, что история — жестокий учитель. Попытки предать забвению ее уроки могут обойтись очень дорого.
2 сентября 1945 года был подписан Акт о капитуляции милитаристской Японии. С этим событием ассоциируют завершение Второй мировой войны. Больше ни одна из бывших стран гитлеровского блока на государственном уровне не принимала участие в боевых действиях, хотя бандформирования нацистских коллаборационистов, в частности на Украине и в Прибалтике, сохраняли диверсионную активность вплоть до 1950-х годов.
К началу Второй мировой войны привело стечение целого комплекса политических обстоятельств. Западные страны в ходе подписания Версальского договора максимально унизили Германию, заложив тем самым базу для роста реваншистских настроений в немецком обществе. В то же самое время, когда Гитлер усилил германскую армию и поставил вопрос об аннексии Судет, Англия и Франция в жесткой форме отвергли советские предложения по коллективной защите Чехословакии и «скормили» страну нацистам, подписав Мюнхенское соглашение.
Причем Польша выступила в этой ситуации союзницей Гитлера и приняла участие в разделе Чехословакии.
Вопреки ожиданиям Лондона и Парижа, Германия Чехословакией не ограничилась и продолжила готовиться к глобальной войне. Однако, несмотря на это, политическое руководство Англии, Франции и Польши активно саботировало в 1939 году предложения Москвы по созданию союза для обороны от Гитлера. И даже после начала польской кампании вермахта западные страны ограничились формальным объявлением войны Берлину. По мнению многих историков, в Лондоне и Париже надеялись, что немцы после победы над Польшей сразу двинутся дальне восток. Только Гитлер выбрал в итоге другую последовательность действий.
Продвижение по Европе для вермахта было почти молниеносным. Вплоть до нападения на Советский Союз нацисты нигде не встречали по-настоящему серьезного сопротивления, используя стратегию блицкрига. С активным противодействием в тылу гитлеровцы столкнулись первоначально также только в СССР и Югославии. Историки отмечают, что у европейских правительств, начиная с 1938 года, было много шансов остановить нацизм.
Однако, они не воспользовались ни одним из них, так как считали распространение левых идей большей угрозой для себя, чем продвижение гитлеризма. За это всему миру пришлось заплатить чудовищную цену.
По разным подсчетам, Вторая мировая война унесла от 50 до 80 миллионов человеческих жизней. Причем, большинство погибших — мирные жители. На территории современных Германии, Австрии и Польши люди массово уничтожались в сети концентрационных лагерей. А на оккупированных территориях СССР и Балкан практиковались также массовые карательные операции и убийства вне специальных учреждений. Кроме того, нацисты организованно изымали у жителей подконтрольных стран и регионов продукты питания, теплые вещи и лекарства, умышленно провоцируя голод и эпидемии.
Только в 1941 году власти Великобритании и США осознали, чем им может грозить победа Третьего рейха над Советским Союзом. И даже несмотря на это, Лондон и Вашингтон, оказывали СССР ограниченную поддержку, и до конца оттягивали открытие второго фронта. Лишь убедившись в том, что Красная армия может самостоятельно разгромить вермахт и остановиться на берегах Атлантического океана, политическое руководство англо-саксонских стран приняло решение о высадке в Нормандии. В Москве в то же время понимали, что отказ от взаимодействия даже с такими ненадежными союзниками будет стоить советскому народу еще миллионы жизней, и предпочли в итоге искать точки соприкосновения с Великобританией и США.
73% своих потерь вермахт понес на советско-германском фронте. Красная армия уничтожила более 3/4 немецкой военной техники. Даже после открытия союзниками второго фронта большая часть германский войск продолжала воевать против вооруженных сил СССР.
«Русские войска уничтожили и продолжают уничтожать больше живой силы, самолётов, танков и пушек нашего общего неприятеля, чем все остальные 25 государств антигитлеровской коалиции, вместе взятые», — заявил в 1942 году президент США Франклин Рузвельт.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в 1944 году признал, что «именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины».
Даже после разгрома Германии, Москва осталась верна выполнению своих союзнических обязательств и приняла участие в разгроме сухопутных сил милитаристской Японии, находящихся в материковой части Азии.
Еще до завершения войны стала очевидна непредсказуемость политики западных союзников. Поэтому, вырабатывая новую архитектуру международной безопасности, власти СССР постарались заложить в нее сдерживающие механизмы, способные предотвратить новый глобальный конфликт. С советской стороны переговоры по данному вопросу вел на тот момент посол СССР в США Андрей Громыко. Став заместителем министра, а затем и министром иностранных дел, он продолжил тот же курс. В частности, нерушимость границ в Европе была заложена в Хельсинские соглашения 1975 года.
К сожалению, как только Советский Союз и соцлагерь ослабли в результате политики, проводимой командой Михаила Горбачева, коллективный Запад сразу же забыл о своих обязательствах и начал вовсю расшатывать ту самую международную систему, которая десятилетиями удерживала мир от новой глобальной войны.
Вопреки всем прежним договоренностям была ликвидирована ГДР, Запад содействовал распаду Югославии, Чехословакии и Советского Союза. По всему бывшему соцлагерю запылали пожары локальных конфликтов, начали поднимать голову политические силы нацистского толка.
На Западе гарантировали Москве, что в обмен на уступки в вопросах будущего Германии, обеспечат нерасширение блока НАТО на восток. Но и эти гарантии были забыты при первом же удобном случае.
Когда Россия начала восстанавливаться, из Москвы в адрес западных элит стали звучать сигналы о недопустимости подобной политики — в частности, знаменитая Мюнхенская речь Владимира Путина в 2007 году. Однако в Лондоне, Вашингтоне и Брюсселе напоминания о печальных уроках истории игнорировали. В 2014 году Запад устроил кровавый государственный переворот на Украине и привел к власти в Киеве националистические политические силы, сделав неизбежным полномасштабный военный конфликт в регионе. Параллельно вовсю «разогревается» ситуация в Молдове.
Один из самых «сложных» участков на карте мира — это Прибалтика. Еще с начала 1990-х годов местные прозападные элиты устанавливают политическую преемственность с коллаборационистскими формированиями времен Второй мировой войны. В балтийских республиках не только проводят марши в честь коллаборантов и устанавливают памятники нацистам, но и на официальном уроне ограничивают гражданские права русского населения. Недавно местные прозападные спикеры даже завели речь о том, что Литва якобы имеет некие исторические права на Калининградскую область. Прибалтийские элиты открыто провоцируют Россию на прямой конфликт, подставляют свои страны под удар, размещая на своих территориях военные объекты, проводят постоянные учения, регулярно эскалируют ситуацию в регионе.
Все это делается для сохранения собственной власти и личного обогащения, ради которых они готовы пожертвовать жизнями своих сограждан, а также будущим государств.
Западный мир уже не захотел прислушиваться к советам Москвы в конце 1930-х годов. Все человечество заплатило за это колоссальную цену. Сейчас история повторяется. Если итоги Второй мировой войны будут продолжать переписывать, а уроки игнорировать, это может привести к ужасающим последствиям. Власти, существующие сегодня в Киеве и странах Балтии, постепенно становятся неконтролируемыми никем, как и процессы, проистекающие внутри государств, позиционирующих себя, как «западные демократии». Европа превращается в бочку пороха, над которой активно летают искры. Пока еще есть время остановить катастрофу. Завтра может быть поздно.