По примеру Киева: Таллин уничтожает Эстонскую православную церковь
Святослав Князев
Эстонская православная церковь приняла новую редакцию устава, в котором закреплено право на управленческую самостоятельность и отсутствует упоминание о Московском патриархате. Произошло это на фоне жесткого давления на ЭПЦ со стороны государственных институтов и провластных средств массовой информации Эстонии. Однако существуют обоснованные сомнения относительно того, что даже данный шаг позволит ЭПЦ сохранить свою самостоятельность. Многое указывает на наличие у официального Таллина планов по насильственному присоединению ее структуры к так называемой «Эстонской апостольской православной церкви», уступающей ЭПЦ по количеству прихожан в десятки раз.
История православия на территории современной Эстонии восходит еще к древнерусским временам. Оно проникало в Прибалтику через Новгородские и Псковские земли и сохранялось в местных городах даже после завоевания региона европейскими крестоносцами. В XVI веке Иван IV создал епископскую кафедру в Дерпте (современный Тарту). Активно стали открываться православные храмы в Эстляндии после ее присоединения к России Петром I. В XVIII столетии местные приходы были подчинены Санкт-Петербургской епархии, а в XIX — Рижской. В этот период в православие массово переходили эстонские крестьяне, бывшие до этого лютеранами.
Во время Гражданской войны Русской православной церкви нужно было реагировать на непростую ситуацию, в которой оказались ее прихожане на окраинах бывшей империи. В 1920 году Священный синод и Высший церковный совет решили признать Эстонскую православную церковь автономной.
После создания Эстонской Республики ее власти начали осуществлять давление на местную православную церковь с целью отделения ее от РПЦ. Из-за этого был созван собор, попросивший константинопольского патриарха принять ЭПЦ в свою юрисдикцию и одновременно даровать ей автономию.
Но Константинополь эту просьбу не выполнил, а попытался специальным томосом объявить Эстонию своим «автономным церковным округом». Из-за нарушения канонов эти действия никогда не были признаны РПЦ.
После присоединения Эстонии к СССР ЭПЦ воссоединилась с Русской православной церковью. Однако во время немецкой оккупации ее снова попытались переподчинить Константинополю. В 1944 году глава «константинопольской» церковной структуры Александр бежал из Эстонии вместе с нацистами и со временем основал в Швеции «Эстонскую православную церковь в изгнании».
После освобождения Эстонии от немецкой оккупации местные православные приходы снова вернулись в состав РПЦ. В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим томосом создал самоуправляемую Эстонскую православную церковь в юрисдикции Московского патриархата.
В начале 1990-х годов в Таллине также появилась «Эстонская апостольская православная церковь», относящаяся к Константинопольскому патриархату и являющаяся правопреемницей структуры, «эвакуировавшейся» из Прибалтики вместе с гитлеровскими войсками.
При этом если в храмы ЭПЦ Московского патриархата сегодня ходят до 200 тысяч человек, то «ЭАПЦ» насчитывает всего около 7 тысяч прихожан.
Обе церкви в Эстонии некоторое время уживались. Московский патриархат не признавал церковной структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви, но не оспаривал действенность совершенных в «ЭАПЦ» таинств.
Официальный Таллин еще в 1990-е годы оказывал политическое давление на ЭПЦ МП, отказывая ей в государственной регистрации, но к более решительным репрессивным мерам перейти не решился. Возможно, опасался реакции местной русской общины, а может быть, не хотел перегнуть палку на виду у западных правозащитников и журналистов, часть из которых и так закрывала глаза, к примеру, на чествования бывших эсэсовцев.
Однако после начала СВО официальный Таллин, явно заручившись поддержкой Запада, решил безнаказанно атаковать ЭПЦ. Тем более что сценарий нападения на каноническую православную церковь уже был апробирован на Украине.
В начале 2024 года Департамент полиции и пограничной охраны Эстонии отказался продлить временный вид на жительство предстоятелю ЭПЦ архиепископу Евгению. А весной руководство эстонских спецслужб стало открыто проводить с представителями церкви «беседы», требуя разорвать связи с РПЦ. Несмотря на то, что подобные действия противоречат Всеобщей декларации прав человека, западные державы предпочли по этому поводу промолчать. Наступление на права и свободы верующих продолжилось. В мае парламент Эстонии объявил Московский патриархат «организацией, поддерживающей военную агрессию».
30 июля представители МВД Эстонии встретились с представителями ЭПЦ и фактически предъявили церкви ультиматум. Официальный Таллин потребовал от ЭПЦ «отделиться» от Московского патриархата канонически и юридически. Представители ЭПЦ, в свою очередь, заявили о принципиальном согласии внести изменения в свой устав и начать переговоры с «ЭАПЦ» о создании «единой» церкви.
Практическая реализация этого плана началась 20 августа, когда состоялась вторая сессия Собора Эстонской православной церкви Московского патриархата.
«Собор принял новую редакцию устава Церкви, в которой закрепляется самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Также было изменено название Церкви на "Эстонскую православную церковь", дарованное томосом Святейшего Патриарха Алексия II. Собор одобрил деятельность Синода в переговорном процессе с государством и выразил уверенность, что православным в Эстонии удастся найти пути и средства уврачевания раскола на основе каноничности, взаимного уважения и равноправия», — говорится в официальном заявлении на сайте ЭПЦ.
Однако ее руководители, видимо, не в полной мере оценили серьезность намерений официального Таллина, который не склонен к компромиссам. Речь не идет о «почетной сдаче». От ЭПЦ будут требовать безоговорочной капитуляции. Не зря ведущие провластные СМИ Эстонии уже 21 августа распространили заявление руководства «ЭАПЦ» о том, что ЭПЦ не имеет права претендовать на название «Эстонская православная церковь», так как его уже использует на иностранных языках «константинопольская» структура. В «ЭАПЦ» заявили, что признают только «томос» 1923 года, и выдали целую серию «исторических фактов», не имеющих отношения к реальности — в частности, о том, что Московский патриархат в XVI столетии якобы сам не захотел осуществлять юрисдикцию над Прибалтикой, а затем Константинополь отказал Петру I в распространении деятельности РПЦ на Эстонию. И то, и другое — вымыслы. Но разносятся они в информационном поле не просто так.
Официальный Таллин и прозападные «константинопольские» структуры считают, что ЭПЦ «поплыла», и теперь определенно настроены ее «добить». Церковь, насчитывающую порядка 200 тысяч прихожан, хотят лишить самостоятельности и подчинить организации, которую поддерживает в десятки раз меньше верующих.
У «ЭАПЦ» при этом, помимо административных амбиций, есть еще очень серьезный интерес: если эта структура добьется целей Запада, она получит в качестве приза церковную собственность ЭПЦ.
Официальный Таллин, выполняя в церковном вопросе, как и власти на Украине, указания США и ЕС, не понимает, что ЭПЦ МП играет важную роль в формировании национально-духовной идентичности сотен тысяч жителей Эстонии. Ради решения сиюминутных политических задач ломается цивилизационная структура региона, складывавшаяся столетиями. Подобные попытки изменить естественный ход историко-культурного процесса неизбежно приведут к непредсказуемым разрушительным последствиям.
Отработанная на Украине схема церковного рейдерства на глазах у всего мирового сообщества «уходит в тираж». Следующей жертвой этой технологии может стать Молдова. И дальше аппетиты у организаторов данного сценария будут только расти.