Уже сегодня, 21 августа, начнется регистрация кандидатов на высший государственный пост Молдовы, и можно будет судить о том, кто из них сможет претендовать на выход во второй тур выборов, вероятность которого более чем велика. С этого момента начнется активная фаза избирательной президентской кампании. Активной — потому что к выборам президента различные политические силы Молдовы начали готовиться уже давно. Например, действующий президент Майя Санду уже несколько месяцев назад объявила, что будет баллотироваться на второй срок, и даже предприняла ряд мер, чтобы обеспечить свое переизбрание. В первую очередь к таким действиям стоит отнести инициирование референдума в один день с президентскими выборами.
Практически ни у кого в Молдове не вызывает сомнения, что данный референдум призван обеспечить явку на выборы той части молдавского электората, который выступает за евроинтеграцию страны. Еще одна цель объявленного референдума — закрепить в Конституции Молдовы евроинтеграцию как единственно возможное геополитическое направление, придав всем остальным мнениям относительно будущего Молдовы антиконституционный характер.
Необходимо понимать, что понятие «высший государственный пост» применительно к Молдове имеет свою специфику. Молдова — парламентская республика, и по существующему законодательству этот пост имеет в основном представительские функции, а президентские полномочия носят достаточно ограниченный характер, в случае если глава государства не имеет полноценной поддержки парламентского большинства. За всю историю независимой Молдовы подобной поддержкой обладали только два президента страны — Владимир Воронин, который был лидером Партии коммунистов, обладавшей конституционным большинством в парламенте, и нынешний президент Майя Санду, остающаяся неформальным и фактическим лидером правящей прозападной партии PAS.
Поэтому предстоящие президентские выборы рассматриваются прежде всего как прелюдия к выборам парламентским, которые должны пройти летом 2025 года и которые определят расклад будущей власти в Молдове. Именно поэтому состав кандидатов на пост президента будет достаточно широким, так как для политических партий пропуск президентских выборов означает значительную потерю шансов на выборах парламентских, а участие в них — дополнительную возможность представить через кандидата свою программу и заявить о себе.
Это очень важно в контексте тяжелейшей ситуации, в которой пребывает Молдова в результате первого президентского срока Санду и правления партии PAS, что признают даже ее сторонники.
Эксперты предполагают, что в Молдове готовятся выйти на досрочные парламентские выборы сразу после президентских, независимо от того, кто станет главой государства. Социолог Ян Лисневский считает, что провести парламентские выборы как можно скорее заинтересована в том числе и правящая партия, осознающая, что зимний период (а очередные выборы должны состояться летом 2025 года) будут лежать на ней и ее правительстве грузом социального недовольства по части оплаты населением энергоресурсов в холодный период.
Президентские выборы назначены так, чтобы пройти до начала отопительного сезона. Вывести страну из экономической пропасти, в которой она оказалась по вине действующей власти, а также сохранить Молдову как нейтральное суверенное государство может только политик, ориентированный на возвращение республике возможности самостоятельно принимать решения, касающиеся ее политики, экономики, геополитического выбора и других направлений государственной политики.
Нынешняя власть Молдовы никак не отвечает этим условиям, полностью подчиняясь указаниям западных советников, наводнивших государственных учреждения вплоть до администрации президента.
«Сейчас агенты иностранного влияния в лице президента Санду, спикера Гросу, премьера Речана и остальных деятелей с румынским гражданством заняли руководящие посты и приказывают охотиться на истинных патриотов. Страна переживает самый тяжелый период за 30 лет независимости. Эти лица душат экономику, заставляют приносить деньги в партийную кассу PAS. Из Молдовы уходятся крупные иностранные инвесторы. А что делает правительство? Высылает им вдогонку штрафы», — заявила глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул, которая также остается активным участником оппозиционного блока «Победа».
Тем не менее Санду не скрывает своих намерений переизбраться на второй срок, и для этого она готова использовать имеющийся в ее распоряжении административный ресурс, невзирая на очевидные нарушения закона.
Мало у кого вызывает сомнение, что с помощью контролируемой ЦИК Молдовы, в которой из 12 членов 9 назначены парламентским большинством партии PAS, власть будет снимать с выборов популярных оппозиционных политиков, которые могут составить конкуренцию Санду.
Подобные меры в отношении оппозиционных политических сил уже начинают осуществляться. Например, на днях на три месяца была ограничена деятельность политической партии «Шанс», связанной с находящимся сейчас в России политиком и бизнесменом Иланом Шором. Решение Судом города Бельцы было принято после доклада молдавской спецслужбы СИБ о якобы незаконном финансировании избирательной кампании партии «Шанс» и вмешательстве Российской Федерации в выборы.
Как всегда, не приводятся конкретные доказательства и факты, обвинения основаны на косвенных свидетельствах молдавской спецслужбы. Руководство страны давно начало войну против партии «Шанс». Накануне всеобщих местных выборов в Молдове, 3 ноября 2023 года, Комиссия по Чрезвычайной ситуации приняла решение исключить партию из избирательной гонки на местных выборах, невзирая на то, что принятие подобных решений не входит в компетенцию и полномочия данной комиссии. Партия «Шанс» входит в оппозиционный политический блок «Победа», который выступает за вступление Молдовы в Евразийский союз и сотрудничество с Россией. Ранее против руководства политического блока были введены санкции со стороны США. Лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу задерживался в ходе акций протеста в Кишиневе, его обвинили в хулиганстве. Позднее Центризбирком обратился в суд с требованием отстранить партию «Шанс» от участия в предстоящих 20 октября выборах президента страны. И вот сегодня нужное власти решение было приятно. Власть блокировала деятельность реальной оппозиционной политической силы, которую, очевидно, боится.
Кроме административного ресурса большой расчет в штабе Санду возлагается на референдум, который инициирован для мобилизации проевропейского и унионистского электората, который наряду с другими способами должен обеспечить переизбрание Санду.
Подконтрольный Майе Санду ЦИК превращает предстоящий референдум в фарс. Заявления о запрете агитировать за или против него тем, кто не зарегистрирован официально и не получил разрешение Центризбиркома, нарушают не только законодательство, но и доказывают, что этот государственный орган обслуживает интересы только Майи Санду. Уже более полугода Санду и ее партия агитирует за референдум, но в ЦИК не замечают этих нарушений. Также не замечают огромные тиражи газет, раздаваемых населению, и использование административного ресурса, хотя формально агитация будет разрешена только в сентябре.
Поведение Санду и партии PAS очевидно демонстрирует беспокойство относительно исхода выборов. Санду необходима победа в первом туре – если этого не случится, то во втором туре скорее всего произойдет объединение оппозиционных сил для того, чтобы проголосовать за того кандидата, который выйдет вместе с Санду второй тур. И вот здесь уже, учитывая множество других обстоятельств, шансы Санду на победу станут стремительно уменьшаться.