Белорусская оппозиция в Литве: терпеть трудно, но выгнать пока нельзя
Андрей Лактионов
На пятом году своего пребывания в Литве лидер «оппозиции» Светлана Тихановская и ее соратники начинают чувствовать себя там не очень уютно. Принимающая сторона, обещавшая поначалу всевозможные блага, в последнее время дает понять, что литовское гостеприимство небезгранично.
Отдельные тревожные сигналы поступали и раньше, однако с февраля 2024 года тенденция обозначилась вполне отчетливо.
Сначала Департамент миграции затеял масштабную проверку белорусов, въехавших в Литву до 2022 года. Всем иммигрантам предложили заполнить специальную анкету на предмет их политических взглядов, а отказ от прохождения опроса автоматически переводил респондента в категорию неблагонадежных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями. Но даже белорусы, дисциплинированно ответившие на все пункты, не могли чувствовать себя спокойно: если при изучении анкеты вдруг обнаруживалась «негативная информация», иммигрантом начинал заниматься Департамент госбезопасности. Если же там приходили к выводу о неблагонадежности человека, его вид на жительство аннулировался.
Затем последовала инициатива парламентского Комитета по национальной безопасности об ограничении поездок местных белорусов на родину до одного раза в квартал. И хотя Сейм проголосовал против, Светлана Тихановская успела спровоцировать скандал. Озвученная Тихановской настоятельная рекомендация депутатам Сейма не принимать законопроект вызвала недоумение не только у парламентариев, но и у простых граждан. Как следствие в апреле в Литве подготовили петицию с требованием депортировать Тихановскую.
«В 2020 году мы приняли в нашу страну белорусов во главе с их лидером Светланой Тихановской, живущей за счет литовских налогоплательщиков», — говорилось в воззвании. «Теперь белорусы чувствуют себя у нас как дома, отнимают у нас рабочие места, постоянно нарушают законы, угрожают нашим политикам и уважаемым людям страны, а теперь еще и претендуют на наши земли и называют Вильнюс городом Беларуси».
Последнее предложение нуждается в пояснении. После распада СССР между белорусскими и литовскими националистами разгорелся спор об историческом наследии Великого княжества Литовского, в состав которого некогда входили территории обоих государств. До сих пор у белорусских националистов популярна точка зрения, согласно которой так называемый Виленский край вместе с городом Вильно (старое название столицы современной Литвы Вильнюса) — это исконно белорусская территория.
Принимая в 2020 году неудачливых цветных революционеров, литовцы закрыли глаза на исторические коллизии. А в августе 2023 года Тихановская договорилась с Польшей (у которой свое мнение относительно принадлежности Виленского края) и стала продвигать паспорта «Новой Беларуси» с нарисованной в них картой страны, включающей литовские территории.
В изменении отношения литовцев к «белорусским оппозиционерам» сыграла свою роль и тяжелая социально-экономическая ситуация в стране. Продолжается сокращение ВВП: в первом квартале 2024 года он упал на 2,9%, во втором — еще на 1,9%. Согласно результатам проведенных в начале этого лета соцопросов, 67% жителей Литвы считают, что положение страны ухудшается, 70% подтвердили намерение ограничить себя в «лишних» расходах, а еще 8% прямо заявили о том, что им придется жить экономнее.
Еще в ноябре 2021 года депутат Сейма Ремигиюс Жемайтайтис критиковал Тихановскую после ее интервью телеканалу LRT:
«Один месяц ее содержания нам обходится в 35 000 евро. Так что за год барышня стоила нам уже больше 400 000 евро».
Нет оснований считать, что с тех пор денежные аппетиты Тихановской и ее команды сократились, несмотря на щедрые транши от Евросоюза: 30 миллионов евро в декабре 2021 года и столько же в декабре 2023-го Общая сумма финансовой поддержки «белорусской оппозиции» с 2020 по 2023 год, по подсчетам, сделанным в самом ЕС, составила 140 миллионов евро. Литовцам остается лишь завидовать.
Общественное недовольство все чаще принимает радикальные формы: в конце июля в Вильнюсе неизвестные расколотили витрину белорусского магазина Kropka, сделав на его стене надпись красной краской: «Возвращайтесь домой, белорусские свиньи!». В начале августа в Вильнюсе похожее граффити появилось на здании белорусского Европейского гуманитарного университета: «Tihavonskaja dink iš mūsu miesto» («Тихановская, вон из нашего города»). Кроме того, по всей стране распространяются постеры с карикатурой, где на фоне карты Литвы в цветах национального флага один человечек пинком выбрасывает из страны другого — с лицом Тихановской.
Впрочем, есть все основания полагать, что на данном этапе власти Литвы, продемонстрировав формальную реакцию, отвечающую настроениям электората, постараются свести негатив на нет. Ведь даже надоевшую населению Тихановскую пока можно продолжать использовать против Беларуси — и России. Но главное, отказавшись от поддержки «белорусской оппозиции», Вильнюс фактически распишется в собственных ошибках и некомпетентной политике на данном направлении.