Политика Политика

Польша создает искусственный кризис на границе с Беларусью

Обстановка на белорусско-польской границе накаляется и рискует перерасти в настоящий логистический коллапс. Польско-белорусская граница превратилась в бутылочное горлышко. Из шести ранее действовавших погранпереходов в настоящее время работают только два: Брест — Тересполь (для пассажирского автотранспорта) и Козловичи — Кукурыки (для грузового автотранспорта).

Даже после закрытия большинства пропускных пунктов до недавнего времени удавалось обеспечивать приемлемые условия функционирования границы и избегать скапливания больших очередей. 

Однако с конца весны ситуация на границе стремительно ухудшается из-за того, что Польша намеренно тормозит процедуры оформления автотранспорта. По данным Белорусского государственного погранкомитета, польская сторона в настоящее время оформляет от 7 до 48 автомобилей в час при пропускной способности погранперехода Брест — Тересполь 70 машин в час.

Ежедневно на границе скапливаются очереди до 500 автомобилей и 50 автобусов. На минувших выходных был поставлен своеобразный рекорд, когда в автобусной очереди скопилось 80 машин. Очереди могут растягиваться до 2 километров от погранперехода.

С оформлением фур ситуация не лучше — на границе они могут простаивать по несколько суток. Из-за очередей на границе полностью сбился график международных рейсовых автобусов — на несколько часов задерживаются не только прибытия, но и отправления.

Коллапс на границе привел к появлению специфического бизнеса, связанного с торговлей местами в очередях. Так, автомобильное место в очереди поближе к пограничному шлагбауму может стоить до 200 долларов. Торгуют свободными местами и водители автобусов. Естественно, все это создает крайне нервозную обстановку.

Кроме того, Польша и Литва ужесточают правила въезда для граждан Беларуси на свою территорию. Литва ввела полный запрет на проезд автомобилей с белорусскими номерами. Польша от такой меры пока воздерживается, но пропускает автомобили с белорусской регистрацией только при наличии непосредственного собственника. Учитывая, что многие автомобили белорусских граждан оформлены на родственников или юридические лица, это создает дополнительные сложности и неудобства.

Ужесточаются правила провоза алкоголя, сигарет и еды. На литовской границе случалось, что граждане были вынуждены выбрасывать всю взятую с собой в дорогу еду. Поляки, со своей стороны, не пропускают пассажиров даже с «нормативным» количеством табака и алкоголя (две пачки сигарет и литр спиртного).

Все эти меры сложно объяснить как-то иначе, чем психологической войной, которую западные соседи ведут против белорусского государства и общества. Закрытие пропускных пунктов как способ борьбы с нелегальной миграцией не выдерживает никакой критики — нелегалы через официальные пункты пропуска границу не переходят. Зато ущерб трансграничным родственным и деловым связям очевиден.

Пробки на границе, в свою очередь, формируют нервозную атмосферу и провоцируют недовольство. Очевидно, Литва и Польша делают ставку на то, что в возникших трудностях белорусские граждане начнут винить собственное государство.

Напрашивается предположение, что ухудшение обстановки на границе — это молчаливый ответ на односторонний безвизовый режим, который Беларусь сначала ввела для граждан Польши, Литвы и Латвии, а затем распространила на 35 европейских государств. Этим шагом официальный Минск хотел продемонстрировать нежелание идти на обострение конфликта и повлиять на европейское общественное мнение методами народной дипломатии, привлекая в страну туристов. Однако очевидно, что через границу, для пересечения которой надо стоять в многочасовых очередях, вряд ли кто-то поедет без крайней необходимости.

В сложившейся ситуации отчасти виноваты и сами белорусские граждане, многие из которых продолжают жить как в докризисном 2019 году, словно за прошедшие пять лет ничего принципиально не изменилось.

Частью белорусского докризисного образа жизни были регулярные поездки в Европу, а также шоп-туры в Литву и Польшу. Многие предпочитают не изменять устоявшимся привычкам и едут на отдых в Европу, даже если для этого приходится отстоять сутки на границе. Что касается шоп-туров, то вокруг них даже возник дополнительный ажиотаж из-за санкций, и многие белорусы едут закупаться «санкционными товарами» в соседние Литву и Польшу.

Не следует забывать о большом числе работающих и учащихся в ЕС граждан Беларуси, регулярно пересекающих границу. В одной только Польше постоянно находится до 200 тысяч белорусов. В Литве проживают порядка 60 тысяч белорусов, немало граждан Беларуси проживают в Германии, Франции, Чехии и других европейских странах. В условиях закрытого авиасообщения все они едут через оставшиеся автомобильные переходы, создавая дополнительную нагрузку на инфраструктуру.

Беларусь сегодня фактически находится в полукольце враждебных режимов, и ситуация на границе иллюстрирует это со всей очевидностью. Искусственно подогреваемый пограничный кризис служит обоснованием для милитаризации Литвы и Польши, которые наращивают собственные вооруженные силы и интенсивно возводят новую военную инфраструктуру.

Белорусско-украинская граница уже превращена в позиционный фронт. После недавнего нарушения белорусского воздушного пространства украинскими дронами официальный Минск вновь усилил вдоль нее военную группировку.

Граница с Литвой и Польшей в позиционный фронт еще не превратилась, но стремительно приближается к этому состоянию. Как представляется, это лишь вопрос времени.

События в Курской области наглядно показывают, что Запад стремится к открытию новых «фронтов» против России с целью ее изматывания и ослабления. Очевидно, что отрыв Беларуси от России также остается в приоритетных планах Запада, поэтому ситуация на западных рубежах Союзного государства требует самого пристального внимания.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
8 августа
Польша намерена потратить 2,6 миллиарда долларов на усиление границы с Беларусью и Россией. Вдоль нее будут построены дополнительные укрепления и заборы, высажены лесные насаждения и изменены формы рельефа. План по укреплению границы уже получил громкое название «Восточный щит». Вот слова премьер-министра Дональда Туска: «Мы хотим, чтобы наша граница была безопасной в мирное время и непроходимой во время войны».
8 августа
Заместитель начальника службы радиационного мониторинга Белгидромета Зоя Трафимчик сообщила, что Литва уже почти пять лет не приглашает белорусских специалистов для проведения совместных замеров радиационного фона на озере Дрисвяты, расположенном рядом с Игналинской АЭС.
9 августа
Политика официального Кишинева все больше напоминает украинскую. Майя Санду и представители ее команды устраивают репрессии против оппозиции, закрывают неугодные СМИ, создают из России «внешнего врага» и пытаются прикрывать разговорами о «евроинтеграции» собственные социально-экономические провалы. Неотъемлемой составляющей этого курса является также милитаризация и сближение с НАТО. Однако не следует забывать о том, что Владимир Зеленский, с которого Санду берет пример буквально во всем, в конечном итоге довел свою страну до тяжелого военного конфликта и полного экономического коллапса.
9 августа
В Вильнюсе в пятницу, в четвертую годовщину со дня выборов президента Беларуси, состоится шествие «свободных белорусов». Мероприятие направлено на выражение солидарности с теми, кто продолжает бороться против легитимных властей Беларуси.