«По кривой дорожке Зеленского». Куда ведет Молдову Майя Санду
Святослав Князев
Политика официального Кишинева все больше напоминает украинскую. Майя Санду и представители ее команды устраивают репрессии против оппозиции, закрывают неугодные СМИ, создают из России «внешнего врага» и пытаются прикрывать разговорами о «евроинтеграции» собственные социально-экономические провалы. Неотъемлемой составляющей этого курса является также милитаризация и сближение с НАТО. Однако не следует забывать о том, что Владимир Зеленский, с которого Санду берет пример буквально во всем, в конечном итоге довел свою страну до тяжелого военного конфликта и полного экономического коллапса.
Молдова все больше напоминает Украину образца 2021 года. Сходство поразительное. Против руководства всех ключевых оппозиционных партий возбуждены уголовных дела. А часть политических сил, за которые, судя по результатам соцопросов, готовы голосовать сотни тысяч граждан Молдовы, и вовсе находятся под запретом.
Башкана Гагаузии Евгению Гуцул антикоррупционная прокуратура обвиняет в том, что она в свое время финансировала партию «Шор», которая теперь запрещена. И это несмотря на то, что на момент передачи средств эта политическая сила действовала совершенно законно. Еще ряд функционеров партии уже находятся под арестом. Лидер партии Илан Шор заочно осужден по крайне сомнительным обвинениям.
Сразу три дела заведены правоохранительными органами Молдовы на лидера молдавских социалистов и экс-президента республики Игоря Додона. Его обвиняют в «пассивной коррупции», «незаконном финансировании партии» и «государственной измене». Преследование политика продолжается более двух лет.
Причем, если бы выборы в парламент состоялись сегодня, то социалисты и представителя партии «Шанс» (продолжающей линию «Шора»), согласно практически всем социологическим исследованиям, опередили бы «Действие и солидарность» Майи Санду.
Таким образом, действующая власть пытается судить мнение большей части населения страны.
Кроме того, Майя Санду в конце прошлого года запретила деятельность шести национальных телеканалов и 31 информационного интернет-портала.
Полностью аналогично вел себя в 2021 году президент Украины Владимир Зеленский. Когда на фоне социально-экономических провалов его рейтинг стал стремительно падать, он запретил сразу все основные независимые от власти информационные телеканалы (включая, самый рейтинговый — «112»), критикующие его интернет-порталы (оказавшаяся в этом списке «Страна» занимала второе место по популярности на Украине), неподконтрольных ему блогеров (в том числе, Анатолия Шария, который по охвату аудитории занимал в политической нише первое место) и оппозиционные партии. Народ лишился действительной картины мира и был погружен в виртуальную реальность. Этот медиа-наркотик на время сработал. Примерно на год рейтинг у Зеленского подрос. А когда падение уровня и качества жизни скрывать стало невозможно, Украина усилила провоцирование войны.
Сейчас у Санду, как и у Зеленского три года назад, наблюдаются большие проблемы на социально-экономическом фронте. Промышленное производство и внешняя торговля падают, цены растут, население активно покидает страну. Но вместо того, чтобы попытаться исправить ситуацию, молдавский президент закрывает рты тем, кто может сказать что-то против власти.
Хотя в свое время Санду, идя на выборы президента, как и лидер соседней страны, обещала народу взвешенную многовекторную политику, заняв кресло главы государства, она «забыла» о своих словах, и теперь делает все возможное для того, чтобы с одной стороны рассорить Молдову с Россией, а с другой чтобы связать ее с Западом.
«Политические аналитики и действующие политики заявляют, что Молдова попала под влияние Киева и пошла по пути Украины. Уже даже в Румынии начинают опасаться, что Зеленский фактически управляет Майей Санду», — завил недавно молдавский депутат-социалист Богдан Цырдя.
Официальный Кишинев, ничего не стесняясь, обозначает Россию в качестве «главной угрозы» в национальной стратегии обороны, и, несмотря на недовольство населения, сближается с НАТО. Молдавские военные практически непрерывно находятся на учениях Североатлантического альянса, в республике появляются миссии вооруженных сил Франции и ФБР США, Кишинев закупает на Западе дорогостоящее оружие, включая радары противовоздушной обороны.
Подобно украинской политической элите, сторонники Запада в Молдове даже создали специальный сайт для травли «пророссийских» политиков. А сама Санду арестовывает счета оппозиционеров и провоцирует введение против них санкций со стороны ЕС.
«Такие действия имеют далеко идущие последствия, подрывают основы демократического государства и создают неблагоприятные условия для бизнеса и инвестиций», — прокомментировал санкционную политику официального Кишинева зампред Исполкома Гагаузии Виктор Петров.
«Антироссийская риторика нынешней власти была отработана в прошлом веке Геббельсом… Это – поиск внешнего врага. В прошлом веке, по версии нацистской пропаганды, во всем оказались «виноваты» евреи. Здесь – та же самая история. Кто «виноват» во всех бедах PAS? По их версии – это русские. Но, если Геббельсу и его фашистской своре удалось помечать «виновных» еврейскими звездами, лишать их прав, а потом уничтожать их в газовых камерах, то у нынешней молдавской власти ничего такого сделать не получится. Сейчас – другие времена. Когда власть показывает пальцем в сторону мнимого «врага», не все у нас в это верят», — отмечает глава Национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович.
В последнее время разительное сходство наблюдается между Молдовой и Украиной и в религиозном вопросе. Каноническая Православная церковь Молдовы оказалась под мощным политическим и информационным прессингом. Ее пытается вытеснить из страны Бессарабская митрополия Румынской церкви, продолжающая традиции структур, существовавших на территории современной РМ в период оккупации ее румынскими фашистами.
Как и на Украине, со стороны окружения Санду звучат беспочвенные исторические обвинения в адрес России и Советского Союза. Представители действующей власти даже выдают фотографии холокоста за доказательства «депортации молдаван» советской властью, а послевоенный голод называют «геноцидом».
«Нынешняя власть пытается полностью «перепрошить» сознание жителей Молдовы… Прежде всего, пытается это сделать с молодежью. И мы видим, что на примерах абсолютно искаженного отношения к историческим событиям сегодня на официальном уровне пытаются воспитывать нашу молодежь. Об этом можно судить по тем набившим оскомину у общества железнодорожным вагонам, которые ежегодно, вот уже 5 лет, вытаскивают на центральную площадь Кишинева», — утверждает Алексей Петрович.
Санду, как и ее украинский коллега, с отчаянным упорством пытается отвлекать внимание населения страны от актуальных проблем разговорами на евроинтеграционную тематику, хотя объективно ничего вступления Молдовы в ЕС не предвещает.
По словам экспертов, Санду уже неприкрыто связала свою судьбу с геополитическим проектом «Украины Зеленского», и пытается навязать этот выбор целой стране.
«Безусловная поддержка Зеленского со стороны лично Санду означает и то, что Молдова, с нынешней властью, во всем следует в фарватере Украины. Если Зеленский перестанет быть президентом Украины, Санду тоже недолго задержится. Санду — это «сиамская сестра» Зеленского. Когда умирает одна половинка сиамских близнецов, вторая долго не живет», — считает публицист Дмитрий Чубашенко.
При этом Санду игнорирует тот факт, что Зеленский довел свою страну до тяжелого военного конфликта и экономического коллапса. Украина теряет сотни тысяч военнослужащих и выживает исключительно за счет иностранных кредитов, которые уже нечем отдавать.