Четыре года назад, вступая в избирательную кампанию, Санду обещала стать «президентом для всех граждан» независимо от их национальности и языка, на котором они говорят. В реальности все действия избранного президента оказались направлены на углубление того раскола, в котором пребывает молдавское общество с момента прихода к власти проевропейских партий в 2009 году. В результате действий этих политсил в стране обострились противоречия между центральной властью и Гагаузской автономией, а также заметно усилилась напряженность в отношениях между Кишиневом и Тирасполем.
За время своего президентства Майя Санду не провела ни одной встречи ни с бывшим башканом Гагаузии Ириной Влах, ни с избранной в прошлом году на этот пост Евгенией Гуцул, ни с мэрами Кишинева или Бельц — второго крупнейшего города Молдовы. Подобное поведение главы государства не позволяет создать почву для решения важных проблем регионов страны и не способствует ее развитию. Происходит это в то время, когда граждане Молдовы живут в обстановке многочисленных противоречий и конфликтов. Пока это будет продолжаться, у республики нет шансов на развитие и консолидацию.
Все, что происходит в стране, включая грядущий референдум, направлено не на объединение людей, а на искусственное разделение общества.
Как объяснить подобное поведение главы государства? Ответ лежит на поверхности. Приднестровье и Гагаузия — это регионы Молдовы, населенные преимущественно русскоязычными молдаванами. Взгляды жителей этих регионов противоречат проводимой Санду политике «евроинтеграции» и сближения с НАТО, а значит, антироссийской политике сегодняшней центральной власти. Поэтому Санду не заинтересована в нормализации отношений с Приднестровьем. Гагаузия, также настроенная пророссийски, по этой же причине не может вызывать у Санду желания конструктивно сотрудничать. Поэтому центральная власть Молдовы всячески пытается противодействовать властям на местах.
Чтобы подорвать стабильность в Гагаузии, парламент Молдовы принял поправки в налоговый кодекс, согласно которым возврат НДС автономия должна производить из собственных средств.
Это значило, что бюджет Гагаузии терял 500 миллионов леев (2,5 миллиарда рублей). В результате это привело к уходу из автономии 60 предприятий.
Однако в марте Конституционный суд Молдовы принял решение о неконституционности данных изменений.
Национальное агентство автомобильного транспорта (ANTA) приостановило действие социального транспорта общественной организации «НАШ» в столице автономии Комрате и в направлении сел Бешалма — Конгаз — Светлый. Молдавские силовики останавливали автобусы, которые везли пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, изымали номерные знаки, не составляя протокол о правонарушении, оформляя лишь акт об изъятии. Гагаузские пенсионеры, студенты и медработники были вынуждены тратить на проезд более 1 000 леев (5 тысяч рублей) в месяц.
Кишиневские власти лишили лицензии компанию NordGaz, которая планировала поставлять российский газ в Гагаузию по цене вдвое меньшей, чем закупает правительственная компания Energocom. «Если бы жители Гагаузской автономии получили газ по 10 лей за кубометр ($0,6), весь народ Молдовы взбунтовался бы», — заявила глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул. При этом Санду уже больше года затягивает подписание указа о включении Гуцул в состав правительства — согласно законодательству Молдовы, глава Гагаузской автономии также является и членом правительства республики.
Но самым ярким примером противостояния центральной власти и Гагаузской автономии являются препоны, которые Кишинев ставит на пути строительства парка развлечений и детского отдыха GagauzyiaLand в Конгазе, который был в числе предвыборных обещаний Евгении Гуцул.
На первом этапе реализации проекта кишиневские власти блокировали строительство через Экологическую инспекцию, которая долго не давала разрешения. Затем была подключена таможенная служба республики.
За депутатом Народного собрания автономии Валентином Гайдаржи началась слежка после того, как его фирма завезла в страну оборудование для GagauziyaLand. По его словам, аналогичные товары фирма завозила в Молдову более десяти лет, и никаких проблем ранее не возникало. Поступивший для GagauziyaLand груз поместили в так называемый «красный коридор», что предполагает ручную проверку товара, и теперь это оборудование проверяется уже более трех месяцев.
Глава Гагаузии сообщила, что молдавский МИД запрещает послам западных стран встречаться с ней. В Кишиневе не признают легитимность избранной гагаузской администрации, обвиняя в сепаратизме за стремление укреплять отношения с Россией и в нежелании следовать европейским курсом PAS.
Отсутствие каких-либо серьезных переговоров между Кишиневом и Тирасполем также не способствует снятию напряженности и окончательному урегулированию приднестровского конфликта. Напротив, отдельные шаги молдавского руководства усиливают эту напряженность.
С начала года Молдова ввела новые таможенные пошлины на товары, ввозимые в Приднестровье, отменив существовавшие льготы для приднестровских компаний. Это приведет к потерям для бизнеса ПМР в 5 миллионов долларов и к подорожанию товаров первой необходимости для населения.
Вице-премьер Молдовы по «реинтеграции» Олег Серебрян заявил, что для приднестровского урегулирования в качестве международных консультантов должны выступить Румыния и Украина.
«Официальный Кишинев думает, как сделать так, чтобы сломать переговорный формат «5+2» по урегулированию молдаво-приднестровского конфликта, но при этом не брать на себя ответственность за уже официальный отказ от диалога с Приднестровьем. Что касается последнего решения молдавского правительства относительно стратегии национальной обороны, это касается не только улучшения и укрепления национальной армии, но и поставок оружия, боевой техники. Сейчас, например, 20 бронемашин собираются поставлять из США. До этого немцы поставили некоторое количество бронемашин Piranha. Все это, конечно, направлено и против Приднестровья, и против тех российских воинских частей, которые у нас расквартированы», — считает депутат Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР), политолог Андрей Сафонов.
Вместо того чтобы возобновить переговоры в формате «5+2», премьер Дорин Речан периодически возвращается к теме вывода миротворцев из региона. Сегодня мир в ПМР поддерживается совместными миротворческими силами, в состав которых входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских и 355 молдавских. Они осуществляют службу на 15 стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах, размещенных в ключевых участках зоны безопасности. Разговоры о выводе миротворцев вызывают обоснованные опасения. Очевидно, что Запад не стремится к интеграции Молдовы в свое экономическое и политическое пространство. Его цель — наводнить страну оружием, как на Украине, и открыть второй фронт против России в Приднестровье.
Подталкиваемая Западом молдавская власть выступает за интеграцию Приднестровья и Гагаузии в состав унитарного государства любыми способами. Такая позиция может нарушить хрупкий гражданский мир в Молдове, так как граждане республики, проживающие в этих регионах, заинтересованы в многовекторной политике страны, основанной на нейтральном статусе республики, зафиксированном в Конституции.
Односторонняя «проевропейская» ориентация Кишинева наносит вред экономике ПМР и Гагаузии и ведет к снижению уровня жизни населения не только этих регионов, но и в целом по стране.
Однако власть пытается найти возможности для отказа Молдовы от нейтралитета путем силового решения приднестровской проблемы и лишения Гагаузии статуса автономии. И в случае переизбрания Санду на второй президентский срок эти попытки будут только усилены и форсированы, что приведет к общественному и социальному взрыву в Молдове.