«Санду уничтожит единого кандидата». Что нужно молдавской оппозиции для победы на выборах?
Максим Камеррер
Приближение даты президентских выборов в Молдове, назначенных на 20 октября, вызывает оживленные обсуждения возможных кандидатов от оппозиции, которые будут противостоять попыткам Майи Санду переизбраться на второй срок. При этом пока что есть вероятность, что единого кандидата от оппозиционных политических сил не будет. Самые разные факторы усложняют объединение оппонентов власти.
Первый срок пребывания Майи Санду на посту президента, несмотря на многочисленные обещания «хороших времен», стал, вероятно, самым мрачным и тяжелым периодом в истории независимой Молдовы. Некомпетентные действия Санду и представителей ее команды привели к многократному росту тарифов на газ и электроэнергию, рекордной инфляции и резкому росту государственного долга — как внутреннего, так и внешнего. Кроме этого, вследствие милитаризации страны и усиления конфронтации с Россией Молдова сегодня рискует быть втянутой в открытый военный конфликт. Взамен Санду предлагает призрачную перспективу вступления в ЕС, которая на сегодняшний день подкреплена лишь ничего не гарантирующим статусом страны-кандидата.
Подобные результаты привели к обвалу рейтинга Санду не только внутри страны, но даже в европейской диаспоре.
Об этом, в частности, свидетельствует неприветливость, с которой Санду приняли на встрече с представителями молдавской диаспоры в Ницце. Президенту Молдовы на ней задали много неудобных вопросов, а сама встреча прошла совсем не так, как это представили провластные СМИ. На своей официальной странице Майя Санду написала о том, как тепло прошла дискуссия с молдавской диаспорой. Хотя опубликованные видео прошедшей встречи, которыми поделились в интернете ее участники, говорят о другом.
Очевидно, что нынешняя власть Молдовы теряет свой последний козырь — голоса прозападной диаспоры — и поэтому будет вынуждена придумывать новые способы удержаться на своих местах.
Однако задача смены молдавского руководства продолжает оставаться непростой. «Для того, чтобы дать решительный политический бой Санду и PAS на выборах, нужны неординарные меры, — считает представитель оппозиционной Партии социалистов Влад Батрынча. — Мы полтора года проводили переговоры с крупнейшими политическими партиями и по выдвижению единого независимого кандидата, и по тем беззакониям, которые творит нынешняя власть. Мы говорили и о том, как можем обеспечить деполитизацию ЦИК Молдовы. И о том, чтобы у кандидатов от оппозиции был равный доступ в СМИ, о том, как мы будем работать на избирательных участках как в стране, так и за рубежом. Сегодня в Молдове воцарилась атмосфера страха как главенствующая теория управления страной. Людей пытаются довести до состояния апатии, чтобы они не ожидали никаких изменений».
Лидер Партии социалистов, экс-президент Игорь Додон заявил, что не будет баллотироваться на предстоящих выборах, а его партия поддержит независимого кандидата: отстраненного Майей Санду от должности генерального прокурора Александра Стояногло.
Однако при том, что авторитет Стояногло в Молдове высок, пока что маловероятно, что он станет единым кандидатом от оппозиции. «Стояногло — кандидат от ПСРМ, а не от оппозиции. Не уверен, что кандидаты от оппозиции будут сниматься в пользу Александра Дмитриевича. Все нацелены на парламентские выборы, поэтому не засветиться на президентских будет большим упущением», — считает молдавский политолог Александр Кориненко.
Тем временем оппозиционный политический блок «Победа» продолжает тянуть с выдвижением своего кандидата в президенты Молдовы. «Почему это происходит? Мы говорим обо всех политических партиях, которые вошли в состав блока "Победа", речь идет о подготовке нескольких кандидатов. На это нужно время. Мы говорим о борьбе с нынешним режимом диктатора, с Майей Санду. Мы прошли за последнее время много испытаний, эта власть делала нам много подножек. Мы понимаем, что нынешняя власть будет пытаться уничтожить единого кандидата, который объединяет весь молдавский народ, всю оппозицию, чтобы любыми способами не допустить его к предвыборной гонке», — объяснил ситуацию представитель блока «Победа» Юрий Витнянский, так как уже известно, что часть кандидатов от данной политсилы практически не имеет шансов участвовать в выборах и не будет допущена к ним.
У оппозиции есть два варианта. Первый — играть по правилам, установленным властями.
Это означает, что неудобные кандидаты будут сняты с выборов, и Майя Санду выиграет благодаря подтасовкам или победит во втором туре против менее популярного оппонента.
Поэтому оппозиция ищет возможность использовать второй сценарий — протесты, сопротивление и дестабилизацию, что, очевидно, будет жестко пресекаться властями. Скорее всего, оппоненты власти попробуют комбинировать оба сценария. На руку властям играет прежде всего то, что они контролируют внутренние силовые структуры — СИБ и МВД. У оппозиции есть шансы на победу, так как недовольство Майей Санду растет, но это совершенно не гарантирует успех.
Согласно последним данным, общее число избирателей в Молдове колеблется в пределах 3,3 миллиона граждан с правом голоса, хотя на самом деле в стране проживает около 2,7 миллиона человек. Остальные либо находятся за границей, либо учтены в документах как граждане Приднестровья, которых традиционно ущемляют в праве участвовать в электоральных процессах Молдовы.
Молдавская диаспора в Европе и США является широким полем для возможных вбросов и фальсификаций результатов голосования из-за отсутствия контроля со стороны других политических сил. Говорить о прозрачности и корректности выборов здесь очень сложно.
Есть и еще одно серьезное обстоятельство: Запад не признает победу ни одного из соперников Санду на президентских выборах. После совместного заявления США, Канады и Великобритании о недопустимости «российского вмешательства» в президентские выборы и в референдум о евроинтеграции в Молдове, как и о полной и безоговорочной поддержке Майи Санду, становится очевидно, что там не признают возможную победу ни одного из соперников действующего президента на выборах и не согласятся с возможным провалом плебисцита о присоединении к ЕС.
Сегодняшним западным партнерам Молдовы не нужен национально-ориентированный лидер, который стремится к обеспечению благополучия молдаван, сохранению республики как нейтрального суверенного государства, развивающего дружеские отношения и экономическое сотрудничество со всеми странами. Тем не менее только такой руководитель способен вывести страну из экономической пропасти, в которой Молдова очутилась благодаря действующим властям, выполняющим указания западных послов в Кишиневе.
Также очевидно, что национально-ориентированный лидер должен иметь достойную профессиональную команду, имеющую доверие населения страны. И такая команда вполне могла бы быть сформирована из представителей различных оппозиционных сил.