Беларусь и Россия совершенствуют систему подготовки молодых кадров
Андрей Русакович
В системе жизненных ценностей молодежи одно из важнейших мест занимают получение профессионального образования и трудоустройство. Свобода выбора профессии является неотъемлемым правом молодого человека, а современная система высшего и среднего специального образования Беларуси и России предоставляет возможность получения специальности по всему спектру профессиональных направлений, которые существуют в настоящее время. Причем образования качественного, соответствующего современному уровню экономического и научно-технологического развития.
Безусловно, существующие проблемные вопросы, новые вызовы, необходимость модернизации образовательной сферы в последние годы повысили внимание общества и государства к этой важной сфере. Это касается не только качества образовательного процесса, реагирования на новые запросы рынка труда, укрепления кадровой и материально-технической базы образовательных учреждений. Например, существуют значительные перекосы в подготовке специалистов. Так, в 1990-е годы многие университеты, в том числе частные, сосредоточились на подготовке кадров в сфере юриспруденции, экономики, в то же время снизилось количество выпускаемых специалистов по техническим профессиям. В значительной степени это объяснялось состоянием производственной сферы, ведь трудно убедить молодого человека получить образование инженера и идти работать за минимальную зарплату на предприятие, которое с трудом обеспечивает свое существование, не говоря уже о перспективах инновационного развития.
Как мы все помним, в советское время существовала система распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений, она была составной частью плановой экономики. Другой стороной этого процесса было полное финансирование государством обучения в вузах и ссузах, установленные количественные и качественные параметры подготовки специалистов.
Сейчас ситуация иная. Так, значительно увеличилось число студентов в высших учебных заведениях и, соответственно, будущих специалистов с высшим образованием. Широкое распространение получила система подготовки кадров за их собственный счет на контрактной основе. Вместе с тем сохранилась система распределения выпускников, подготавливаемых за счет государственного бюджета. Как все это влияет на качественный уровень выпускаемых специалистов, насколько соответствует потребностям современной экономики — отдельная тема, активно обсуждаемая в обществе.
Следует подчеркнуть, что важна и социальная, государственная составляющая системы образования — формирование гражданина, патриота, социально ответственного и активного члена общества.
Это особенно актуально в настоящее время, когда в Беларуси и России поставлена задача обеспечения технологического суверенитета, укрепления промышленной базы, реализации программ импортозамещения, ускоренного развития инновационных направлений.
Эти непростые задачи реализуются как на национальном уровне, так и в формате Союзного государства. Следует подчеркнуть, что среди целей СГ определены: создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Союзном государстве в настоящее время активно действует механизм углубления экономической интеграции. На заседании Высшего Государственного совета СГ в ноябре 2021 года было принято 28 союзных программ, которые предусматривают сближение макроэкономической политики, согласованный курс в социально-трудовой сфере, унификацию и гармонизацию правовой базы в ряде областей, формирование объединенных рынков газа, нефти и нефтепродуктов, электрической энергии и развитие атомной энергетики, переход к единой аграрной и промышленной политике.
В январе 2024 года на заседании ВГС были приняты документы, направленные на дальнейшее развитие интеграции: Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы; Стратегия научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года; решения о реализации единой промышленной политики, модернизации и развитии железнодорожной инфраструктуры и другие. Реализация этих направлений существенно ускоряет формирование единого экономического пространства Беларуси и России в формате Союзного государства, создает дополнительные стимулы для активизации деятельности Евразийского экономического союза. Все это предполагает активное участие молодежи в этих процессах, ведь именно профессиональная деятельность молодых людей в новых условиях обеспечит суверенитет и безопасность двух стран, сформирует условия для выхода на новый уровень технологического развития.
В Беларуси и России на современном этапе придается большое значение реализации молодежной политики, нацеленной на активное участие молодежи в общественной, экономической и политической жизни. Составной частью экономической интеграции является предоставление равных прав гражданам двух стран на участие в хозяйственной деятельности, на трудоустройство, оплату труда и на обеспечение других социально-правовых гарантий, одинаковый доступ граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Создание условий для самореализации молодого поколения, укрепление потенциала вузовской науки, гармонизация и унификация образовательных стандартов, расширение возможностей для трудоустройства выпускников и повышение оплаты труда молодежи являются важными приоритетами деятельности Союзного государства.
Комиссия Парламентского собрания Союза Беларуси и России по труду, социальной политике и здравоохранению рассматривает возможность распределения выпускников средних и высших учебных заведений на предприятия, задействованные в приоритетных отраслях экономики Союзного государства. Это оправданный шаг в нынешних экономических условиях, основательный задел на будущее. В то же время необходимо реализовать комплекс мер, не только направленных на направление молодых специалистов на предприятие, но и связанных с качеством их рабочих мест, социальными условиями, оплатой труда, интеграцией в общественную жизнь. По сути, представители молодежи на первом рабочем месте должны ощутить в своей деятельности весь спектр перспектив, сложностей и возможностей своей профессии. Это период становления профессионала, и в этом процессе очень важны и нужны поддержка и содействие старших товарищей.
Активная, созидательная позиция молодежи России и Беларуси является важнейшим ресурсом дальнейшего развития Союзного государства, укрепления общего фундамента наших ценностей и традиций, истории и культуры, патриотизма, выхода на новый уровень государственного, общественного, экономического, технологического развития.
Русакович Андрей Владимирович, председатель экспертного совета культурно-делового учреждения «Центр развития евразийских коммуникаций» (Минск).