Политика Политика

Литва и Польша усиливают напряженность на границе с Беларусью

Литва вслед за Латвией ввела запрет на въезд на свою территорию автомобилей с белорусскими номерами. Ужесточила правила проезда автотранспорта на свою территорию и Польша. Здесь пока воздерживаются от полного запрета машин с белорусскими номерами, но для того, чтобы проехать на территорию соседней страны, в автомобиле теперь должен лично присутствовать собственник транспортного средства. Это значит, что автомобили по доверенности или оформленные на юридические лица въехать в Польшу не смогут.

Не менее напряженная ситуация складывается и с пропуском грузового автотранспорта. Многокилометровые очереди на белорусско-польской и белорусско-литовской границе уже стали обыденностью. Фуры могут проводить на погранпереходах до нескольких суток в ожидании оформления.

С пассажирскими автобусами дела обстоят не лучше.

Ежедневно на пункте пропуска в Бресте скапливается очередь до 30 автобусов, а это многие часы ожидания для пассажиров. Простои по 10–12 часов стали нормой.

Заторы на границе уже привели к развитию мелкого мошеннического бизнеса. Дельцы занимают места в автомобильных очередях, а потом продают их желающим за деньги. Аналогичным бизнесом промышляют и водители автобусов, которые стоят поближе к заветному шлагбауму, продавая свободные места пассажирам из автобусов, находящихся в хвосте очереди.

Причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, это сокращение количества действующих погранпереходов. Большинство из них были закрыты из-за односторонних действий Польши, Литвы и Латвии. Во-вторых, это намеренное замедление процедур оформления пограничными и таможенными службами европейских стран. В среднем Литва и Польша могут оформлять лишь до 35% транспортных средств в сутки от положенной нормы.

Поводом для подобного поведения польских и литовских пограничных ведомств является так называемый миграционный кризис. Литва и Польша обвиняют Беларусь в намеренной организации трафика нелегалов после того, как Минск в одностороннем порядке вышел из соглашения по реадмиссии с ЕС. Сделано это было в ответ на европейские санкции, когда Беларусь сочла, что больше не обязана принимать и содержать у себя нелегалов, попавших в Евросоюз с ее территории.

Однако Польша и Литва расценили это чуть ли не как объявление войны и начали закрывать погранпереходы, ужесточать пограничный режим и строить на границе с Беларусью заборы.

С началом специальной военной операции на Украине ситуация усугубилась, так как Минск был объявлен «соучастником агрессии».

В этой связи страны Балтии и Польша начали на границах Беларуси и России полномасштабную милитаризацию.

Литва и Польша возводят на границе с Беларусью проволочные заграждения и требуют у ЕС дополнительного финансирования для укрепления границы. Кроме того, польские власти ввели специальную буферную зону, нахождение в которой строго запрещено. Теперь SMS приходят даже тем, кто находится в погранзоне легально, на действующих погранпереходах. Там сообщается, что нахождение рядом с границей строго запрещено, пограничную зону следует немедленно покинуть, в противном случае военнослужащие будут открывать огонь.

В связи с «угрозами» со стороны Союзного государства Польша и Литва собираются существенно нарастить свои военные группировки.

Так, польские власти в ближайшие годы намерены увеличить свою армию в два раза, со 150 до 300 тысяч военнослужащих.

В Литве, в свою очередь, готовятся принимать добровольческую бригаду бундесвера и строят полигон и военный городок для ее размещения в Руднинкае (12 км от границы с Беларусью). Общая численность вооруженных сил республики составляет 20 тысяч военнослужащих, то есть почти в два раза меньше, чем у вооруженных сил Беларуси. При этом число жителей Литвы меньше населения Беларуси более чем в три раза.

Милитаризация западных соседей не может не тревожить РБ. Главный ответ на эти военные приготовления уже дан: в республике размещено российское тактическое ядерное оружие, что делает любые агрессивные действия в отношении Минска весьма чреватыми. Однако это не останавливает милитаристский курс польских и литовских политиков.

Беларусь, в свою очередь, пытается разрядить обстановку в регионе, выступая с инициативами, направленными на урегулирование пограничных споров. Так, Александр Лукашенко предложил Польше создать специальную совместную комиссию, которая занялась бы расследованием ситуации с нелегальными мигрантами. При этом президент Беларуси пообещал предоставить полякам доступ ко всем местам, где, по их мнению, в РБ размещены лагеря для нелегалов. Предложение, однако, осталось без ответа, и это значит, что в урегулировании ситуации с мигрантами Варшава не заинтересована, потому что использует тему «миграционной угрозы» из Беларуси в своей внешнеполитической игре.

Еще одной инициативой белорусской стороны стало одностороннее введение безвизового режима для граждан 35 европейских стран. По замыслу белорусского МИД, это должно продемонстрировать открытость и готовность к диалогу. Однако, скорее всего, на Западе этот шаг будет воспринят лишь как проявление слабости и повод увеличить давление. Как сторону для диалога ни Беларусь, ни Россию там сегодня не рассматривают.

Основная цель всех мер, которые вводят Литва и Польша на границе, — нанести экономический ущерб пограничным районам Беларуси и дестабилизировать ситуацию в них. Расчет делается на то, что именно в этих районах наиболее сильны прозападные настроения, а закрытие границы нанесет ущерб тамошнему бизнесу, в который вовлечена значительная часть населения.

Впрочем, этими действиями Литва и Польша вредят и собственным пограничным районам, и признаки недовольства там уже проявляются. Так, бизнесмены Подляского воеводства Польши выступили с открытым обращением к премьер-министру Дональду Туску. Они пожаловались на то, что несут убытки из-за закрытия пропускных пунктов, и предложили возобновить работу погранперехода Бобровники — Берестовица, который был закрыт в 2022 году. Туск даже не исключил благоприятного решения этого вопроса, если он не встретит возражений со стороны военных. Однако, судя по тому, что дело так и не сдвинулось с мертвой точки, а министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский угрожал окончательно закрыть границу с Беларусью, верх взял курс на конфронтацию.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
20 июля
Польские спецслужбы установили личность нелегала, который убил 21-летнего польского солдата на границе с Беларусью.
20 июля
Когда в мае 1960 года Рига восторженно встречала самого молодого в истории чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, буквально подняв на руки автомобиль со своим земляком, развитие этого вида спорта только начиналось. Гениальную победу Таля его тренер и секундант Александр Кобленц обратил на благо массового спорта: он создал в Латвийской ССР великолепную кузницу шахматных талантов. Но ее последние звезды — вице-чемпионка мира Дана Рейзниеце-Озола и гроссмейстер Алексей Широв — фактически отправились в эмиграцию, хотя заложенная Кобленцем традиция продолжается благодаря усилиям энтузиастов.
21 июля
Власти Литвы обратились к руководству Евросоюза с просьбой оказать финансовую помощь для укрепления границы с Россией. Этот проект — лишь малая часть глобального плана по милитаризации пограничья Прибалтийских государств. «Железный занавес», опускающийся на берегах Балтийского моря, принимает впечатляющий размах. Никакого рационального смысла в происходящем нет. Москва и Минск, судя по экономической статистике, прекрасно справляются с вызовами современности, а вот, например, в Литве ситуация в последнее время не особо оптимистичная.
21 июля
Литовские пограничники вытеснили на территорию Беларуси 40 нелегальных мигрантов. Об этом сообщила Служба охраны госграницы при МВД Литвы.