Масштабы употребления наркотиков в Молдове становятся угрожающими. Официальные власти признают резкий рост количества «наркоправонарушений», однако, по мнению экспертов, они все равно фиксируют лишь около 1% подобных происшествий. При этом вместо того, чтобы активно противодействовать угрозе и ликвидировать предпосылки для ее усиления, официальный Кишинев пытается все «решить», встав на путь поэтапной легализации наркотиков. Подобно некоторым своим западным партнерам, молдавские власти предпочитают просто не замечать проблему, пока она не примет экзистенциальный характер.
Представители нынешнего руководства Молдовы часто рассуждают об использовании западного опыта. Но при этом действительно полезные вещи иногда игнорируют. Так, недавно американские СМИ признали провал так называемого «орегонского эксперимента». В этом штате США в 2020 году был принят закон, легализовавший хранение и употребление сильнодействующих наркотиков, в том числе в публичных местах.
В результате количество смертей от наркотиков в регионе подскочило в три раза. А улицы местных городов оказались заполнены находящимися в совершенно неадекватном состоянии людьми «под веществами», которые при всех принимали наркотики и вели себя «неподобающим образом». Происходящего не выдержало даже либеральное американское общество. Соцопросы показали, что 56% местных жителей хотят вернуть в нормативную базу штата ответственность за наркопреступления. В итоге местные законодатели проголосовали за прекращение эксперимента.
Однако такой опыт Майе Санду, судя по всему, неинтересен. В мае молдавский парламент проголосовал за официальную декриминализацию публичного употребления наркотиков, в том числе в учебных заведениях, воинских частях, местах отдыха и занятия спортом, а также в присутствии несовершеннолетних.
Данное правонарушение перевели из уголовного в разряд административных и снизили примерно в 25 раз полагающийся за него штраф.
Соответствующий законопроект поддержала пропрезидентская партия «Действие и солидарность (PAS)».
«Вот как за нее не голосовать на выборах? Убрать физику из школ и подсадить на наркотики», — прокомментировал произошедшее оппозиционер Ион Кику.
«Отмена уголовного наказания, без сомнения, приведет к распространению наркомании в Молдове. И первыми под удар попадут наши дети. Я как многодетный отец не хочу такого будущего для своих детей. Очевидно, что власти в Молдове люто ненавидят своих граждан, ведь каждое их решение — еще один шаг к уничтожению нашего государства», — заявил лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу.
Он назвал происходящее разрешением на убийство собственного народа.
Какого-то логичного объяснения своих действий власти дать не смогли. Ведь употребление наркотиков в присутствии маленьких детей должно жестко пресекаться. Но Санду и PAS волнует не будущее молдавского общества, а следование трендам европейских партнеров. В Европе же, несмотря на критику со стороны ООН и примеры вроде орегонского, взят курс на упрощение доступа к наркотикам.
Полностью легализован ряд наркотических средств на Мальте и в Люксембурге. В Нидерландах с молчаливого согласия властей употребляют марихуану в специальных кафе, а недавно амстердамский городской совет проголосовал и за легализацию кокаина. Разрешение употребления конопли поддержали недавно и германские парламентарии. Правда, даже в ФРГ не пошли на то, на что решилась команда Санду. Там употребление наркотиков в школах и спортивных учреждениях пока что находится под строжайшим запретом.
Кишиневская власть признает, что количество правонарушений, связанных с наркотиками, в стране растет.
Например, если в первой половине 2022 года их было зафиксировано 1 200, то за аналогичный период 2023-го — 1 400.
Однако, по мнению экспертов, данные цифры и близко не отображают реальных масштабов проблемы.
«Официальное число наркоманов в стране выросло на 40%, а по данным НПО, сегодня в Молдове насчитывается 120 тысяч наркоманов», — заявил недавно экс-президент страны Игорь Додон.
Однако команда Санду, видимо, не считает это проблемой. Сейчас в республике активно обсуждают легализацию производства конопли в «промышленных» целях.
«Я думаю, это произойдет в ближайшее время. Мы предприняли несколько попыток с 2017 года, я лично борюсь за это. Мы утвердили некоторые поправки в целях упрощения процедуры для получения авторизации на выращивание конопли», — заявил по этому поводу госсекретарь Минсельхоза Молдовы Василе Шарбан.
В 2023 году Молдову посетили члены Комиссии по наркополитике стран Центральной и Восточной Европы, прозрачно намекавшие на то, что от либерализации в наркосфере зависит в том числе «европейское будущее» Кишинева. Они требовали полной декриминализации употребления наркотиков (что власти республики фактически уже сделали) и ликвидации наркоучета.
Команда PAS игнорирует такие факты, как катастрофическое влияние наркотиков на состояние организма человека (в том числе на мозг), рост количества ДТП в странах, идущих по пути их легализации, прямую связь наркотиков (даже условно «легальных») с общим уровнем преступности. И это все не считая моральной стороны вопроса. Кстати, на днях четверо детей 12–15 лет были госпитализированы с тяжелым отравлением наркотиками в Кишиневе…
Помимо «легализационной» политики серьезное влияние на наркотизацию молдавского общества оказывает и социально-экономический кризис, в который Санду погрузила страну. В республике падают промышленное производство и экспорт, стагнирует после катастрофического обвала в 2022 году экономика в целом.
Уровень абсолютной бедности в Молдове после прихода к власти действующего президента преодолел психологический порог в 31%.
«Нет решения экономических проблем. Они не могут быть решены нормальным путем, через проведение эффективной экономической политики. Власть не в состоянии это сделать. И единственный выход — это пиар-технологии и пиар-акции», — охарактеризовал недавно действия официального Кишинева политолог Корнелиу Чуря.
В соседней «европейской» Румынии, по подсчетам экспертов, наркотики постоянно употребляют более 10% населения. Майя Санду хочет подтолкнуть Молдову к таким же «достижениям»?