Политика Политика

Война с историей грозит Прибалтике повторением оккупации

Стремление прибалтийских политиков ущемить русских вышло за рамки взаимных договоров с РФ еще с началом сноса памятников воинам-освободителям. Сейчас эстонцы уже тревожат прах погибших при освобождении Прибалтики советских бойцов, фактически денонсируя заключенный в 1993 году договор о выводе российских войск. Власти даже не задумываются о том, что подрывают свой суверенитет, создавая правовую основу для повторения истории 80-летней давности. 


Напомним: в 1939 году именно заигрывание поляков и прибалтов с нацистами привело к бесславному разгрому Польши, чье правительство спустя всего две недели после начала Второй мировой войны покинуло родину, оставив на произвол судьбы сражавшиеся части. Немного ранее Литва вынуждена была отдать захваченный немецкий Мемель Третьему рейху. Сейчас литовцы заявляют, что закупают «зубы дракона» и противотанковые «ежи» для «обороны Вильнюса».

И никто не задумывается о том, что Вильнюс стал литовским благодаря бойцам Красной армии.

12 июля 1920 года город впервые был передан Литве в соответствии с подписанным договором между Советской Россией и Литовской Республикой.

Когда после краха Польши РККА снова заняла Вильно, 10 октября 1939 года город вторично перешел к  Литовской республике по договору между СССР и Литвой.

13 июля 1944 года Красная армия изгнала фашистскую Германию и вернула Литовской ССР ее столицу, обретенную трудами, кровью и жизнями советских солдат и офицеров, в том числе этнических литовцев. Заодно Литве подарили и выход к морю, возвратив Мемель, названный Клайпедой.

В современных балтийских государствах никто из представителей власти не вспоминает эти факты. В советской стране Латвия, Литва и Эстония пережили расцвет экономики и своих народов, а обретение «независимости» с построением националистических государств обернулось вымиранием и безнадежностью. Потеряв треть населения, страны Балтии стараются любыми способами доказать своим западным партнерам лояльность и нужность, что подразумевает и готовность сильнее провоцировать соседей.

Антироссийская политика и санкционные войны дорого стоили казне Прибалтийских стран, ведь ограничительные меры против России и Беларуси больно ударили прежде всего по тем, кто их вводит. Кроме того, в государствах Балтии большие проблемы с собираемостью налогов, что провоцирует новую проблему. Если страна — член ЕС не справляется с платежами в общий бюджет (а они формируются как доля налога на добавленную стоимость), ей обрежут и субсидии, и кредиты. Найти замену потерянным доходам так и не удалось, а европейские партнеры не спешат предлагать новые возможности для заработка. 

Поэтому латвийская правящая коалиция готовится повысить ставку НДС с 21% до 26%, рассчитывая таким образом хоть немного подправить финансовое положение республики, а также намереваясь сохранить размеры доходов действующих чиновников.

Покушение на мертвых, на воинские захоронения — это уже прямое нарушение двусторонних договоров с Россией. Историк Александр Дюков напоминает: в соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года участник может денонсировать договор, выйти из него или приостановить его действие только в отношении всего договора, если его участники не условились об ином. Поскольку никаких переговоров с Россией прибалты не проводили, в Совет Безопасности ООН о желании изменить соглашения не заявляли, то своими действиями они фактически денонсировали договоры 1990-х годов. Аналогичным образом Финляндия нарушила Парижский мирный договор 1947 года, освободивший ее от ответственности за военные действия против СССР и за участие в геноциде советского народа в период блокады Ленинграда и оккупации Карелии. По подсчетам Дюкова, Суоми это может стоить даже не миллиарды, а триллионы евро.

Согласно международному праву, приверженцами которого себя считают западные страны, Россия вправе поставить вопрос о международно-правовой ответственности нарушителей, в частности потребовать полного возмещения вреда, в том числе в форме компенсации ущерба, вызванного нарушением.

Так что пока власти Прибалтийских республик принимают все более безответственные решения, компетентные инстанции уже вскоре могут начать вести подсчёт убытков, которые, не исключено, придется оплачивать населению в обозримом будущем.
Читайте также
30 июня
Новости от латвийских служб безопасности продолжают удивлять: Елене Осиповой инкриминируют статью 74.1 (оправдание геноцида, военной агрессии и преступлений против человечности) за клип ко Дню Победы, а город Даугавпилс стоит на ушах, разыскивая исполнителей «Катюши», которые осмелились петь ее в автобусе в День города. В государственной полиции твердят, что «исполнение "Катюши" и других песен, прославляющих советскую армию и оккупационный режим, является грубым нарушением». Однако никакого официального списка «запрещенки» Латвийская Республика так и не опубликовала. Возможно, боится в поиске виновных выйти на саму себя…
4 июля
Очередные требования по сдаче экзамена на знание латышского языка для проживающих в Латвии граждан России — это не забота о сохранении государственного языка, а инструмент давления, а точнее, выдавливания нежелательных лиц из страны. Латышский язык шутливо называли основным природным богатством Латвии: на ровном месте и без особых усилий составление новых правил его применения позволяло неплохо пополнять бюджет. Вот и сейчас 5 тысяч россиян принесут казне минимум полмиллиона евро только госпошлин за сдачу экзамена и оформление новых документов.
29 июня
Правящая в Эстонии Партия реформ выдвинула министра по вопросам климата Кристена Михала кандидатом на пост главы правительства вместо Каи Каллас.
6 июля
Проведение промежуточного саммита НАТО в Риге в июне 2024 года перед основной частью в Вашингтоне многие эксперты расценили как утешительный приз. Ни одна из балтийских стран не получила пост главы Североатлантического альянса, хотя на него имели виды и эстонка Кая Каллас, и американский латыш Кришьянис Кариньш.