«Закапывают тела в лесах». Какое отношение у Польши и Литвы к «плохим мигрантам»
Святослав Князев
Польша и Литва активно милитаризуют свои границы с Беларусью под предлогом «защиты от мигрантов». При этом местные политики не забывают регулярно обвинять Минск и Москву в использовании выходцев из третьих стран в качестве «гибридного оружия». Логика, которой руководствуются прибалтийские и польские элиты, выглядит странно. Они «забывают» как об изначальных причинах глобального миграционного кризиса, так и о том, что через Грецию, Италию и Испанию в Европу проникает на порядок больше беженцев, чем за все время прибыло из Беларуси. Возникает ощущение, что все разговоры о «миграционной угрозе с востока» — всего лишь повод для того, чтобы перебросить как можно больше воинских подразделений поближе к территории Беларуси и обустроить для них позиции.
Разговоры о «миграционном кризисе» в Восточной Европе, начавшиеся еще три года назад, не смолкают. Под выступления польских и прибалтийских политиков об «угрозах» Европе, якобы исходящих от находящихся на территории Беларуси мигрантов, на восток перебрасываются натовские подразделения.
Глобальный миграционный кризис, настигший ЕС, начался еще в 2015 году.
Из-за войн, развязанных при прямом участии или содействии стран — членов НАТО в Ираке, Афганистане и Сирии, а также в связи с падением власти Муаммара Каддафи в Ливии в Европу устремилось огромное количество беженцев с Ближнего Востока и из Африки.
Только за первый год кризиса в ЕС проникло, по подсчетам экспертов, до 1,8 миллиона «неконтролируемых» мигрантов. Основные маршруты их проникновения пролегали через средиземноморские государства.
На востоке основные удары «миграционных волн» принимала на себя Беларусь. Однако в 2021 году официальный Минск объявил о том, что ЕС прекратил сотрудничество с РБ по вопросам миграционной реадмиссии, а самой Беларуси нет смысла заниматься защитой западных соседей исключительно своими силами и за собственный счет. Следует отдельно отметить, что Брюссель в это время перешел к проведению откровенно враждебной политики в отношении РБ.
На фоне этих заявлений некоторое количество граждан ближневосточных стран, прилетающих в Беларусь под видом туристов из Турции, действительно стало предпринимать попытки попасть на территорию Польши, Литвы и Латвии. Процесс этот на фоне происходящего в Средиземноморье практически ничего не значил. Так, польские пограничники за весь 2021 год выявили 871 нелегального мигранта, а литовские, по разным данным, — от 1,5 до 2,2 тысячи. Тем не менее реакция со стороны «восточных» членов НАТО оказалась резкой и агрессивной.
Польша привела свою армию в полную боеготовность и стала размещать на границе части территориальной обороны (в дополнение к полицейским и пограничным подразделениям). Местные политики со ссылкой на «спецслужбы» заговорили о том, что Минск специально забрасывает мигрантов в Польшу. Осенью 2021-го года под ружьем на границе находилось уже около 12 тысяч военнослужащих. В ход пошли даже боевые вертолеты. Варшава ввела из-за «миграционного кризиса» чрезвычайное положение.
Переброску войск к границе с Беларусью начала и Литва. Президент Гитанас Науседа объяснил это желанием предотвратить некие «провокации» и «инциденты». Также Вильнюс пообещал свою «помощь» Варшаве. В приграничных районах Литвы, как и в соседней Польше, был введен режим чрезвычайного положения. На границе стали происходить столкновения. Затем начали появляться трупы беженцев.
Сбежавший в Беларусь польский военнослужащий Эмиль Чечко рассказал об убийстве более 240 мигрантов.
По словам военного, подразделение, в котором он служил, а также его «смежники» занимались организованными расправами над беззащитными людьми. Среди убитых были женщины и дети. Польские силовики заметали следы, закапывая тела в лесах.
Литовские сотрудники силовых структур фигурировали в скандалах с жестокими избиениями. В частности, они подвергли пыткам беременную гражданку Ирана. Девушку из Нигерии, которая плохо себя чувствовала, бросили в лесу, в результате она умерла, прежде чем ей смогли оказать помощь представители белорусских государственных органов. Действия официального Вильнюса осудили ведущие международные правозащитные и медицинские организации.
«Они чувствуют, будто за ними охотятся, преследуют вдоль границы снова и снова. Из-за этого они чувствуют себя обесчеловеченными, испытывают еще больший стресс и тревогу», — заявила психолог «Врачей без границ» Хайди Берг.
Однако литовские чиновники игнорировали критику в свой адрес. Более того, прессинг против беженцев в Вильнюсе решили узаконить. В 2023 году Сейм принял, а президент подписал закон о том, что пограничники имеют право не задерживать нарушителей границы, а силой вытеснять их с литовской территории.
В 2023–2024 годах ситуация с мигрантами в Восточной Европе, которая и так во много раз уступала по остроте средиземноморской, стала еще спокойнее. Однако, несмотря на это, заявления польских и прибалтийских элит звучали еще громче и агрессивнее. Они продолжали обвинять во всех проблемах Минск и Москву.
«Польша не имеет границ с Конго, Афганистаном, Сирией или Центральноафриканской Республикой. И весь этот миграционный кризис на нашей границе организован искусственно белорусским КГБ, и, скорее всего, не без помощи российского ФСБ», — заявил недавно в интервью американским СМИ польский политический обозреватель Витольд Юраш.
Министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш назвал ситуацию на границе «пиком гибридной войны». Он заявил, что польская армия продолжит наращивать свое присутствие в восточных регионах.
«Армия — наиболее представленное формирование. По решению генерального командующего видами Вооруженных сил были направлены очередные взводы из наиболее опытных подразделений, наиболее опытные командос 6-й воздушно-десантной бригады, 25-й бригады воздушной кавалерии, были задействованы дополнительные средства», — рассказал он средствам массовой информации.
При этом польские и литовские элиты умалчивают о том, что миграционный кризис в Евросоюзе изначально спровоцировали своими действиями их партнеры по НАТО. И обвинять в гибридной войне страны Южной Европы, пропускающие миллионы мигрантов через свою территорию, Вильнюс и Варшава почему-то не спешат.
Более того, польские и литовские либеральные партии даже согласны на размещение на своей территории ближневосточных и африканских мигрантов по европейским квотам.
Но это, видимо, «хорошие» мигранты, а те, что пересекают белорусскую границу, — «плохие».
Становится очевидным, что история с «миграционным кризисом» в Восточной Европе — очередной повод для переброски к границам Союзного государства подразделений НАТО. Это новый этап раскрутки на Западе агрессивной милитаристской политики, направленной против Москвы и Минска. Но недавние совместные учения России и Беларуси с отработкой применения нестратегического ядерного оружия — серьезное предупреждение странам Запада о недальновидности и опасности их агрессивных планов.