Запад усиливает военно-политическое давление на Беларусь и Россию
Всеволод Шимов
Страны Запада продолжают нагнетать обстановку вокруг России и Беларуси. Европейский союз принял 14 пакет антироссийских санкций. Ограничения коснулись поставок российского СПГ, был расширен «черный список» физических и юридических лиц, а также введены ограничения на авиаперевозки граждан России европейскими авиакомпаниями. Кроме того, Европейский союз ограничил доступ к сайтам российских информационных ресурсов — РИА Новостей, «Известий» и «Российской газеты».
Ранее ограничения в отношении российских СМИ вводились европейскими странами в индивидуальном порядке и во многом зависели от местной конъюнктуры. Так, например, в Польше блокировке подвергались практически все российские информационные ресурсы, в то время как в большинстве стран Западной и Южной Европы доступ к ним оставался относительно свободным. Теперь ЕС будет координировать эти запретительные меры, и, очевидно, постепенно они будут ужесточаться.
Показательно, что в отношении Беларуси санкции носят гораздо более ограниченный и умеренный характер, и по мере ввода новых пакетов антироссийских ограничений этот разрыв увеличивается. Очевидно, делается это вполне умышленно, чтобы вбить клин между союзниками. На Западе не теряют надежд убедить Беларусь, что ценой геополитического предательства она сможет получить искупление у «цивилизованного мира» и влиться в «семью свободных европейских народов».
Тем не менее возрастающее давление ощущает на себе и Беларусь. В первую очередь угрозы исходят со стороны Литвы и Польши, на территории которых идет накапливание вооруженного потенциала НАТО. С января по март здесь проходили крупнейшие учения Альянса, в которых участвовало до 90 тысяч военнослужащих; при этом не скрывалось, что направлены они против России и Беларуси.
Польша между тем и без НАТО занимается активным военным строительством и намерена создать крупнейшую армию в Восточной Европе численностью 300 тысяч военнослужащих (в настоящее время Вооруженные силы Польши в два раза меньше). Для сравнения, численность Вооруженных сил Беларуси составляет всего лишь 50 тысяч человек.
Напряженная ситуация сохраняется на белорусско-польской и белорусско-литовской границах. Напомним, Вильнюс и Варшава в одностороннем порядке закрыли здесь большинство пунктов пропуска. В настоящее время на границе Польши и Беларуси действуют два погранперехода (один для грузового, другой для пассажирского автотранспорта), и еще два — на границе Беларуси с Литвой. Ранее на границе Беларуси с обеими соседними странами работало по шесть пропускных пунктов.
Понятно, что столь резкое ограничение пропускной способности не могло не спровоцировать пробки и очереди. Фуры на оставшихся погранпереходах могут простаивать сутками, ожидая оформления. Немногим лучше ситуация для легковых автомобилей и автобусов, которые могут проводить на границе до 12 часов и более.
Причины происходящего связаны не только с сокращением работающих пунктов пропуска, но и с тем, что погранслужбы Польши и Литвы намеренно замедляют работу, тем самым увеличивая время простоя на границе.
Очевидно, все эти меры направлены на дестабилизацию обстановки в пограничных районах Беларуси, создание там напряженной и нервозной обстановки, так как из-за закрытия пропускных пунктов и простоев на границе страдает трансграничный бизнес, ставший важной составной частью экономики западных регионов Беларуси.
Впрочем, все это бьет по интересам регионов и по другую сторону границы. Так, бизнесмены Подляского воеводства Польши выступили с публичным требованием возобновить работу погранперехода Бобровники — Берестовица и пожаловались на проблемы, которые испытывают из-за закрытия белорусской границы.
На требования подляских бизнесменов откликнулся премьер-министр Дональд Туск, который заявил, что погранпереход в Бобровниках может быть открыт, «если не последует возражений со стороны военных».
Однако у польских военных, похоже, совсем другие планы.
Вместо этого последовали ужесточение пограничного режима и введение вдоль границы буферной зоны, нахождение в которой запрещено. Теперь всем пересекающим границу даже в законных пунктах пропуска на телефоны приходят грозные уведомления с требованиями покинуть пограничную зону и угрозами применения оружия.
От польских военных не отстает и министр иностранных дел Радослав Сикорский, который заявил, что Польша рассматривает возможность закрытия оставшихся пропускных пунктов на границе с Беларусью. Поводом для этого является увеличившийся поток нелегалов со стороны Беларуси. Правда, непонятно, зачем для этого закрывать погранпереходы, которыми пользуются обычные граждане, а вовсе не нелегалы. Однако Сикорский оговорился, что пока польское правительство рассматривает экономические последствия подобного решения. Тем не менее исключать вероятность полной блокады белорусско-польской границы уже нельзя.
На этом фоне Никол Пашинян, приведенный к власти через «цветную революцию», ведет Армению к выходу из ЕАЭС и ОДКБ. Поводом для этого стало поражение Еревана в конфликте в Нагорном Карабахе, в котором Пашинян поспешил обвинить Россию и ОДКБ, якобы не оказавших Армении необходимой помощи. Кроме того, по словам Пашиняна, две страны ОДКБ способствовали вооружению Азербайджана.
Обрушился Пашинян с критикой и на Беларусь, обвинив руководство республики в поддержке Азербайджана. Армянский премьер договорился до того, что его страна останется в ОДКБ только в том случае, если оттуда выйдет Беларусь или Александр Лукашенко принесет публичные извинения.
Эта история выявила наличие определенных проблем у ОДКБ, которая всегда стремилась вывести затяжной вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе за пределы своей компетенции. Организация так и не выработала единой позиции по карабахскому вопросу.
Чтобы подобные эксцессы не случались впредь, необходимо, чтобы в рамках ЕАЭС и ОДКБ господствовал консенсус по основным международным вопросам, как это происходит в ЕС и НАТО. В противном случае функционирование этих структур будет подвергаться серьезным испытаниям.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН