Политика Политика

Крым — турецкий? Зачем Эрдоган «подкатывает» к крымским татарам

«Лидер нации не считает Крым ни российским, ни украинским. Это территория бывшей Османской империи, которая была несправедливо отобрана в 1783 году. Полуостров должен быть возвращен новой Турции — великой прогрессивной державе».

Именно так, по данным некоторых российских СМИ со ссылкой на материал турецкого издания Haberler, думает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Насколько достоверна информация о мыслях лидера, в данном случае не имеет особого значения, поскольку так или иначе она наглядно отражает одну из идей Турецкой Республики во внешней политике — неоосманизм.

Современная Турция считает себя наследницей Османской империи и в рамках своей негласной внешнеполитической доктрины неоосманизма стремится распространить свое влияние на бывших в ее составе территориях.

Работать в Крыму через идею воссоединения бывшей Османской империи кажется совсем провальным делом. Но если действовать через определенную группу людей и добавить еще одну неофициальную внешнеполитическую идею под названием неопантюркизм, то получается вполне рабочий вариант.

Неопантюркизм представляет собой идею об интеграции политической, экономической, культурной и этнической областей жизни тюркских народов под руководством Турецкой Республики как наиболее «тюркского» государства, более развитого геополитически и социально-экономически. Неопантюркизм выражается через стремление к построению «тюркского мира» и целится в тюркские народы для размывания их собственной идентичности и приравнивания к турецким. Такой мишенью для Турции и ее «мягкой силы» стали крымские татары.

Данный народ не только интересует Анкару по историческим причинам, но и воспринимается ею как своя диаспора в Крыму. Многие представители турецкой элиты имеют крымско-татарские корни. Несмотря на то, что стоит различать этнических крымских татар в Крыму и Турции, Анкара все же лоббирует интересы народа и учитывает их в своей геополитической стратегии в Причерноморском регионе.

Более того, существуют предположения, что Анкара играет активную роль в распространении ислама в Крыму.

Одними из важных инструментов проникновения на чужую территорию и в умы граждан являются гуманитарные организации. Начиная с 90-х годов в Крыму стали развиваться такие организации, как TIKA, Фонд культуры и взаимопомощи крымских татар, Фонд развития Крыма, «Меджлис крымско-татарского народа»*, «Союз культуры и взаимопомощи крымских тюрок» и другие. Примечательны эти организации своими культурно-образовательными проектами и в большинстве своем ставят задачи по оказанию поддержки крымским татарам и сохранению их этнической культуры, но этим не ограничиваются.

Другим, более практичным инструментом распространения влияния является финансирование. Так, по различным каналам, через организацию TIKA привлекаются крупные инвестиции в экономику Крыма в целом. Данная организация участвовала в реализации проектов, связанных с курортной и строительной сферами. В рамках таких инвестиций как строятся жилые объекты, национальные школы, так и реставрируются историко-культурные памятники.

Турецкий капитал наиболее заметен в местах проживания крымско-татарского населения Крыма — это Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский и Нижнегорский районы.

Анкара также не боится официально заявлять о поддержке крымских татар.

В октябре 2022 года спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп на форуме «Крымская платформа» заявил следующее: «В основе этого лежит поддержка Турцией территориальной целостности Украины. Крымские татары, как и все другие народы, заслуживают того, чтобы свободно и безопасно жить на своей родине. Турция не признала и не признает аннексию Крыма. Анкара продолжит оказывать поддержку Украине и крымским татарам, будь то на двусторонних или многосторонних платформах».

Однако, несмотря на силы, вложенные в распространение влияния на крымских татар, уклончивая политика Турции иногда работает в обратную сторону. Так, в июле 2023 года крымско-татарский общественный деятель, представитель Крымской межнациональной миссии Заур Смирнов призвал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана направить в Крым своих представителей для ознакомления с реальной жизнью крымских татар.

Случилось это после встречи президентов Турецкой Республики и Украины, на которой Реджеп Эрдоган отождествлял крымских татар с Украиной, что, по словам Смирнова не имеет ничего общего с реальностью, так как все время, будучи в ее составе, крымские татары вели борьбу за свою свободу и выступали против притеснений со стороны киевских властей.

В любом случае, Крым для Турции является одним из наиболее пристальных объектов внимания. Связано это с выгодным географическим положением Крыма, которое дает возможность контроля в Азово-Керченской акватории и выход к проливам Босфора и Дарданеллы. Поэтому Турции Крым необходим как плацдарм для укрепления своих геополитических позиций и реализации амбиций. Крымские татары же выступают той ниточкой, с помощью которой можно проникнуть на территорию и воздействовать на процессы через позитивно настроенные группы влияния внутри.

 

* — экстремистская организация, запрещена в РФ

Читайте также
23 апреля
Новость о поставках Азербайджаном вооружений на Украину всколыхнула информационное поле и вызвала резкое отрицание у представителей азербайджанских элит. Неудивительно, ведь это кидает тень на отношения с Россией, особенно с учетом сближения Баку и Анкары.
17 мая
Безопасное судоходство в Черном море — вопрос не только экономический, но и политический. Так, Турция, которой не удалось закрепить свой статус мирового посредника с помощью «зерновой сделки», пробует силы на другом посредническом поприще. И (спойлер!) неудачно.
30 апреля
ВСУ попытались ночью нанести удар по Крыму ракетами ATACMS.
24 марта
Страны Балтии не являются приоритетом внешней политики Турции, однако основной интерес Анкары — распространение своего влияния любыми способами. Если Прибалтика окажется подходящим инструментом для этого, Турция непременно ею воспользуется.