Не спасают даже беженцы из Украины: темпы вымирания стран Балтии продолжают бить рекорды
Святослав Князев
1 июня весь мир отмечает Международный день защиты детей. И эта дата — повод вспомнить о самых больших проблемах республик Прибалтики, прежде всего о стремительном падении рождаемости и катастрофической депопуляции. В этой сфере работает удивительный политический парадокс. Местные правые силы, покидая СССР и разрывая связи с Россией, убеждали всех в том, что делают это, защищая интересы своих наций. Однако по факту они привели собственные народы к вымиранию. Если все так пойдет и дальше, то когда-нибудь латыши, литовцы и эстонцы останутся только на страницах учебников истории.
Население республик Прибалтики стремительно сокращается с момента их выхода из состава СССР. По официальным данным, численность жителей Латвии упала с почти 2,7 миллиона до 1,8, Литвы — с 3,7 до 2,8, Эстонии — с почти 1,6 до 1,3. В последние пару лет органы статистики показывают торможение этого процесса, а местами даже небольшой рост. Однако с естественным движением населения это никак не связано. Просто Прибалтика стала временным убежищем для сотен тысяч украинских беженцев, их жен и детей.
Латвию, Литву и Эстонию для жизни на первое время переселенцы с Украины выбирали из соображений широкого распространения русского языка и культурной близости. Однако теперь, с учетом невысокого по европейским меркам уровня жизни и периодических обещаний властей начать отправлять «уклонистов» обратно, многие из них думают над тем, чтобы сменить место временного пребывания.
Впрочем, даже волна украинцев, как видно по опубликованной выше статистике, принципиально ситуацию для региона не спасла. Депопуляционные проблемы слишком глобальны.
Накануне Международного дня защиты детей прибалтийские СМИ опубликовали свежие данные о демографической ситуации в регионе. Они, мягко говоря, не внушают оптимизма.
За первые два месяца 2024 года рождаемость в Латвии упала на 3,8% — до 2 079 новорожденных. Об этом свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Смертность в стране за тот же период выросла на 5,4%. Число умерших за два месяца на 2 961 превысило количество новорожденных. При этом жители Латвии заключили на 674 брака меньше, чем годом ранее.
Если брать прошлый год в целом, то ситуация будет выглядеть вообще катастрофично. За 2023-й рождаемость в республике упала на 11,5%, а количество браков — на 9,2%. Показатели рождаемости в Латвии — худшие за последние 100 лет.
Рождаемость в Литве снизилась за год почти на 10% — 20 против 22 тысяч новорожденных. В 2023 году было заключено на 11% меньше браков по сравнению с 2022-м. А за девять лет их количество снизилось в расчете на 1 000 жителей на 35%. Смертность в республике превышает рождаемость примерно на треть.
В Эстонии в 2023 году родился 10 721 ребенок, что является самым низким показателем рождаемости с 1919 года, когда начались ведение и публикация статистических данных. Для сравнения, в 1987 году, во время так называемой «советской оккупации», жители республики родили около 25 тысяч малышей. Смертность в Эстонии хоть и не так резко, как в других Прибалтийских республиках, но все равно превышает рождаемость.
При этом власти всех трех стран Балтии, манипулируя статистикой, рассказывают, как якобы улучшилась жизнь их соотечественников в составе «большой европейской семьи». Однако они не хотят объяснять, почему на родине их становится меньше.
Конечно, в общем контексте депопуляции огромную роль играет миграционный отток населения. На самом деле, даже те показатели по количеству жителей, которые публикуют в последнее время статистические органы Прибалтийских республик, по сути, взяты с потолка. При расчетах приняты во внимание исключительно эмигранты, официально поставившие власти своих стран в известность о намерении переехать. Однако значительная часть выехавших сохранила паспорта Прибалтийских государств и никого не уведомляла о своем переезде. Но совсем не факт, что они когда-либо появятся у себя на родине снова. В одной только Великобритании после Брексита тысячи выходцев из государств Балтии попросили разрешения остаться и решают вопросы с получением местного подданства. Подсчитать, сколько прибалтов трудится в государствах ЕС, и вовсе невозможно. По словам экспертов, особо популярное направление выезда из Балтийского региона сегодня — это Нидерланды. Уровень оплаты труда там ощутимо выше, чем в Прибалтике.
У падения рождаемости и у массового выезда населения из балтийского региона две базовые причины. Первая из них — отсутствие у людей уверенности в завтрашнем дне. Сколько бы власти республик ни убеждали население в том, что оно стало жить лучше, реальность выглядит совсем другой. Повышение зарплат быстро съедается ростом цен и коммунальных тарифов. А ресурса для экономического «рывка» у республик Прибалтики нет. Фактически в последнее время они находятся в затяжном кризисе.
ВВП Латвии и Литвы в 2023 году сократился на 0,3%, а Эстонии — на 3%. Экспорт из Латвии упал на 10%, из Литвы — на 11%, из Эстонии — на 14%.
Власти стран Балтии в угоду Западу уничтожили большую часть промышленного потенциала, доставшегося им в наследство от СССР. А в последнее время ситуацию резко усугубил разрыв хозяйственных связей с Россией и Беларусью, превращающий Прибалтику в геоэкономический тупик.
В стране с негативной экономической динамикой люди в итоге не хотят ни жить, ни рожать детей.
Другая проблема населения Балтийского региона, порождающая демографические беды, это навязанные Западом либеральные «тренды». Местные националисты много говорили в конце 1980-х — начале 1990-х годов о консервативных ценностях: «земле» и «крови». Однако ЕС принес Латвии, Литве и Эстонии нечто совершенно противоположное.
В Прибалтике растет влияние на общество движения ЛГБТ*. В Латвии с июля будет доступна регистрация «однополых союзов». А Эстония в 2023-м стала первой постсоветской страной, легализовавшей однополые браки.
Увеличивается в этих странах популярность идей так называемых «чайлдфри». Снижается и значение института брака.
Даже те семьи, которые готовы родить ребенка, делают это в значительно более зрелом возрасте, чем раньше. Причем зачастую ограничиваются всего одним наследником.
На фоне всеобщего эгоизма растут печальные показатели семейного и школьного насилия.
«Женщины чаще делают карьеру и рожают позже. Как следствие увеличивается планирование семьи. Планируется и количество малышей. В результате деторождение снижается», — заявила литовским СМИ руководитель женской и детской клиники Моника Стасюнайте.
Переходящий в эгоизм либерализм неизбежно бьет и по такой ценности, как родина. Злая ирония судьбы: националисты, опираясь на Запад, разрывали связи Прибалтики с Россией, чтобы тот же самый Запад их же самих потом и обесценил.
Прибалтийская молодежь благодаря европейским программам в школах и вузах превращается в «глобальных кочевников», которые живут там, где им хотя бы немного комфортнее материально. Вот Латвия и проигрывает вчистую Нидерландам…
А ведь Россия (сначала империя, а затем крупнейшая республика СССР) сделала все возможное для того, чтобы прибалтийские народы росли, а их национальные культуры сохранялись. В то время как элиты Франции, Германии, Италии и других европейских государств проводили жесткую политику ассимиляции и унификации в своих границах, русские делали все для того, чтобы сохранить языки, культуру, искусство всех народов, которые жили с ними в одной стране.
Если существующие демографические тенденции сохранятся, уже скоро латыши, литовцы и эстонцы останутся в лучшем случае на страницах учебников истории.
* ЛГБТ — экстремистское движение, запрещено в РФ