Политика Политика

Какие проблемы Беларуси и России помогла решить союзная интеграция?

Двадцать семь лет назад, 23 мая 1997 года, президенты Беларуси и России поставили свои подписи под Уставом Союза двух государств. Этот документ, являясь неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, имеет свою короткую, но яркую историю и стал одной из основ конструирования Союзного государства.

Сложившаяся в середине 1990-х годов ситуация в Беларуси и России определила выбор политических элит в пользу интеграции. Обращение к идее объединения для руководства двух стран в середине 1990-х гг. позволяло решить ряд вопросов как двусторонних отношений, так и в области внешней политики.

В Беларуси весомыми аргументами в пользу курса на экономическое и военно-политическое сближение с Россией являлись необходимость преодоления экономического кризиса и повышения уровня жизни населения, проблемные отношения с Западом. Особенности промышленной структуры ориентировали белорусских производителей на российский рынок, поставки нефти и газа по благоприятным для белорусской экономики ценам позволяли ей более уверенно функционировать в условиях перехода к рыночной модели.

На референдуме в мае 1995 года большинство участвующих поддержало курс президента Александра Лукашенко на развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, а также придание русскому языку равного статуса с белорусским.

Для России в отношениях с Беларусью была важна геополитическая составляющая, так как союз с этой республикой позволял влиять на баланс отношений в Восточной Европе. Руководство Российской Федерации в середине 1990-х годов под влиянием планируемого расширения НАТО и Европейского союза в восточном направлении скорректировало свои внешнеполитические подходы. В частности, было заявлено, что Россия в ответ на неблагоприятную ситуацию, складывающуюся на ее западных границах, будет наращивать усилия по укреплению союзнических отношений с соседними странами, в первую очередь с Беларусью и Украиной. Накануне президентских выборов 1996 года с целью укрепления позиций Бориса Ельцина было решено активизировать интеграционные проекты, в том числе с использованием ностальгии части населения по временам СССР.

2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. В честь этого события установлен государственный праздник — День единения народов Беларуси и России, который отмечается ежегодно 2 апреля. В соответствии с договором «стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности». Реализация апрельских договоренностей 1996 года проходила в сложных условиях: в Беларуси развернулось противостояние президентской и парламентской ветвей власти, что привело к конституционному кризису; в России все внимание было привлечено к президентской кампании 1996 года.

Референдум в Беларуси в ноябре 1996 года по вопросам изменения Конституции посодействовал установлению политической стабильности в республике, усилил полномочия президента во всех сферах.

Следует отметить, что важную роль в разрешении политического кризиса в Беларуси сыграла позиция руководства Российской Федерации.

22 ноября 1996 года в Минске при участии премьер-министра Российской Федерации Виктора Черномырдина, председателя Государственной думы Геннадия Селезнева, председателя Совета Федерации Егора Строева было подписано Соглашение о конституционной реформе в Республике Беларусь. 24 ноября на республиканском референдуме президентский проект Конституции Республики Беларусь был поддержан большинством голосов избирателей.

Новая внутри- и внешнеполитическая ситуация, сложившаяся в России после президентских выборов и в Беларуси после конституционного референдума, укрепила стремление политического руководства обоих государств к более продвинутому уровню интеграции. В начале 1997 года представители стран работали над текстом нового интеграционного договора, который было решено назвать Договором о Союзе. Политические дискуссии касались определения направления и скорости дальнейшей интеграции двух государств, сущности нового объединения.

Кулуарность подготовки нового соглашения, специфический состав и политические симпатии рабочих групп как с российской, так и с белорусской стороны привели к сложностям в подписании договора. В итоге по решению российского президента проект документа в последний момент перед подписанием был переработан в одностороннем порядке, новый текст в основном подтверждал положения договора 1996 года о Сообществе. Все это породило определенные проблемы в отношениях между руководителями обеих стран. В Минск накануне подписания был направлен секретарь Совета безопасности РФ Иван Рыбкин, и в ходе его переговоров с президентом Беларуси был одобрен новый текст договора.

2 апреля 1997 года руководители Беларуси и России подписали Договор о Союзе, 23 мая того же года — Устав Союза Беларуси и России. В июне 1997 года документы вступили в силу. Эти договоренности развивали положения Договора от 2 апреля 1996 года. Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз, каждое государство-участник сохраняло государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Союз наделялся международной правосубъектностью в рамках полномочий, предоставленных Уставом. Высшие органы Сообщества были преобразованы в высшие органы Союза: Высший Совет Союза, Парламентское собрание Союза, Исполнительный комитет Союза.

В Уставе было отмечено, что Союз основывается на принципах суверенного равенства государств-участников, демократии и уважения прав человека и гражданина, сотрудничества и взаимопомощи, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств и на других общепризнанных принципах и нормах международного права.

Устав определял перспективы развития Союза, которые были направлены на «последовательное продвижение к добровольному объединению государств — участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов».

Также были сформулированы задачи Союза в политической, экономической, социальной, правовой областях и в обеспечении безопасности. В политической сфере важными направлениями были определены: согласование позиций и действий при решении общих политических проблем, выработка общих позиций по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, осуществление согласованных мер по обеспечению международного мира и безопасности.

В сфере экономики значительное внимание предполагалось уделить решению следующих задач: обеспечению динамичного экономического развития государств-участников, созданию равных условий и гарантий деятельности хозяйствующих субъектов, единого экономического пространства государств-участников, созданию и развитию общей инфраструктуры, и в первую очередь объединенных транспортной и энергетической систем, системы связи, единого научно-технологического и информационного пространства, унификации денежно-кредитных, бюджетных и налоговых систем, созданию необходимых условий для введения единой валюты.

Новым положением в Уставе было учреждение гражданства Союза. Устанавливалось, что гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Российской Федерации и Республики Беларусь, на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства — участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства, на участие в управлении делами Союза, на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства — участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства. Гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве — участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.

На церемонии подписания Устава Союза Александр Лукашенко подчеркнул, что подписанные документы вобрали в себя лучший опыт европейской интеграции, все положительное, что было свойственно народам Беларуси и России в прошлом.

Таким образом, интеграция двух стран рассматривалась как составная часть процесса общеевропейских интеграционных процессов.

В 1997–1998 годах были сформированы исполнительные органы Союза, в частности, созданы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, проведена работа по созданию общего бюджета, осуществлялась разработка союзных программ. В 1998 году была создана совместная Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России.

В результате создания Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России между странами были сняты пограничные и таможенные барьеры, граждане двух государств получили равные права в области образования, медицинской помощи, в вопросах трудоустройства и оплаты труда, приобретения и использования имущества.

Между государствами был обеспечен значительный прирост взаимной торговли, осуществлялся ряд крупномасштабных совместных программ и проектов, что позволило сохранить и укрепить промышленный и научно-технический потенциал, создать новые рабочие места, более эффективно решать социальные вопросы. Важным аспектом усиления белорусско-российской интеграции в этот период становятся прямые связи Республики Беларусь и российских регионов.

Существенно усложнил интеграционные процессы на постсоветском пространстве финансово-экономический кризис 1998 года. В это время в политических кругах Беларуси и России были выдвинуты различные планы форсирования интеграции на постсоветском пространстве: укрепление союза Беларуси и России; создание объединения Беларуси, России, Украины.

В декабре 1998 года Беларусь и Россия подписали Декларацию о дальнейшем единении двух стран. В документе президенты России и Беларуси заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза. Подписанное в это же время Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России и Договор о равных правах граждан усиливали интеграцию двух стран в экономической, социальной и гражданско-правовой сферах. Так, Договор о равных правах граждан предусматривал, что граждане двух государств обладают равными правами избирать и быть избранными в выборные органы Союза, имеют равные права на участие в хозяйственной деятельности на территориях Беларуси и России, пользуются равными гражданскими правами.

8 декабря 1999 года президенты Беларуси и России подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в январе 2000 года и в итоге сформировал наиболее продвинутый формат интеграции на постсоветском пространстве. Договор 1999 года заменил белорусско-российские соглашения 1996 и 1997 годов о создании Сообщества и Союза двух государств.

Отдельные нормы Устава работают на укрепление интеграции и сегодня: например, функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России.

Договор о Союзе и Устав Союза Беларуси и России, подписанные в апреле-мае 1997 года, стали важным этапом в процессе формирования концептуальных и организационно-практических основ Союзного государства.

 

Русакович Андрей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Ассоциации «Центр анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов»

Читайте также
15 мая
Одной из основ формирующегося полицентричного мира являются интеграционные объединения. Сложнейшие вопросы укрепления идентичности, развития экономики, политики, обороны, повышения результативности внешней политики государства наиболее эффективно решаются именно в рамках союзов. Поэтому Россия и Беларусь в последнее время уделяют значительное внимание укреплению интеграционных объединений постсоветского пространства: Союзного государства, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества независимых государств. В сущности, именно интеграционная составляющая имеет все шансы стать доминирующей формой взаимодействия стран постсоветского пространства.
16 мая
Западные элиты превратили призрачную перспективу евроинтеграции Молдовы в средство милитаризации республики с целью ее дальнейшего втягивания в антироссийские военные авантюры. Судьба самой республики при этом никого на Западе не волнует. Никаких реальных действий по ее евроинтеграции со стороны Брюсселя не заметно. Республика в этой игре — всего лишь инструмент Запада для решения своих задач. И чем раньше ее народ это осознает, тем лучше будет для него.
18 мая
15 и 18 мая отмечаются Международный день семьи и Международный день музеев. Сохранение исторической памяти и культурного наследия является одним из важнейших приоритетов в области гуманитарной политики Союзного государства России и Беларуси.
18 мая
Россия и Беларусь создадут ассоциацию колледжей. Об этом сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов.