Затеянная Западом «война до последнего украинца» близится к завершению — человеческие ресурсы ВСУ стремительно истощаются. Судя по всему, следующими Вашингтон и Брюссель отправят на Восточный фронт литовцев, латвийцев и эстонцев. Впрочем, многие из них уже там. Немало и тех, кто успел вернуться домой в цинковом гробу.
Тадаса Тумаса похоронили в Вильнюсе 15 марта с официальными воинскими почестями и в присутствии президента Гитанаса Науседы. После чего объявили соотечественника «первым литовским воином, сложившим голову за свободу Украины».
Проще говоря, 42-летний наемник был уничтожен под Артемовском — по некоторым данным, еще 23 февраля. Автомобиль, на котором он вез боекомплект к своему миномету, попал под удар российского дрона-камикадзе. То немногое, что осталось от «Великана» (таков был позывной Тумаса), кремировали, а на его родине прах отпели в костеле святого Игнатия Лойолы и погребли на Антакальнисском кладбище.
Вот только официальный Вильнюс, говоря о своеобразном приоритете Тумаса, лукавит.
По данным Министерства обороны Российской Федерации, к моменту похорон «Великана» на Украине уже погиб 81 из 174 прибывших туда литовских «псов войны».
Однако по понятным причинам обнародовать данные цифры в республике не спешат. Вскользь упоминают о нескольких раненых в боях за Украину литовских добровольцах. Одновременно усиленно создается ореол героев вокруг пресловутого Тумаса и еще одного литовца, официально признанного погибшим на украинских фронтах, — некоего Мантаса Кведравичюса. Неизвестно, чем на самом деле занимался этот «кинорежиссер и культурный антрополог» весной 2022-го года в Мариуполе. Как бы то ни было, теперь он имеет шанс на именную улицу, подобно тому как вильнюсская мэрия уже предложила сделать это в отношении Тумаса.
Надо заметить, что Литва стала пока единственной страной, где убитого наемника открыто чествовали на государственном уровне. Возможно, смелости чиновникам придает то обстоятельство, что в литовском Уголовном кодексе само понятие наемничества отсутствует, равно как и наказание за такое деяние.
Хотя в ноябре 2023-го года правительство одобрило предложенные Минюстом поправки в УК с более подробным определением террористической группы и ужесточением соответствующих санкций. Теперь бандой террористов официально считается «группа из трех и более лиц, заранее созданная на определенный период времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких террористических преступлений». Чем не отряды «тумасов», орудующие сегодня на Украине?
Более того, по озвучиваемой информации, в Литве ведется активная вербовка в наемники. Причем контракты предлагают не только действующим военнослужащим из пехотной бригады Geležinis Vilkas («Железный волк»), но и медикам — для работы в военных госпиталях польского Люблина, куда идет большой поток раненых с Украины. Разумеется, литовское Минобороны всячески открещивается от этих слухов, называя такие новости фейковыми. Хотя присутствие литовских военврачей в Интернациональном легионе и даже в регулярных частях ВСУ давно уже является секретом Полишинеля.
Ну а посольство Украины в Литве вербует наемников совершенно открыто и ничуть не стесняясь — вкладка для желающих вступить в упомянутый легион красуется на главной странице сайта диппредствительства.
Занимаются литовцы и непосредственной подготовкой диверсантов для последующей заброски не только на Украину, но также в Россию и в Беларусь.
Одного такого, нацеливавшегося на наши военные объекты, не так давно ликвидировала Федеральная служба безопасности. Выяснилось, что минно-взрывному делу он обучался на тренировочном полигоне в городе Пабраде. Кстати, в переписке ликвидированного с его куратором упоминалось о планировании терактов в православных храмах и местах массового пребывания русскоязычных в странах Прибалтики.
Разумеется, глава Национального центра кризисного управления Литвы Вилманис Виткаускас назвал это сообщение «дезинформацией Кремля с целью повышения напряженности в обществах и среди союзников». Но, похоже, ему не поверили даже свои.
В общем-то, не отстают от Литвы и ее соседи по Прибалтике. Несмотря на то, что статья 91-прим Пенитенциарного кодекса Эстонии обещает до 5 лет тюрьмы за «присоединение к акту агрессии (в нашем случае можно считать, что в отношении республик Донбасса) иностранного государства, участие в нем и его поддержку», некоторых эстонцев это не останавливает. Например, 29-летний Танель Криггуль разделил судьбу литовца Тумаса, оказавшись объектом атаки FPV-дрона в окрестностях города Красный Лиман в ДНР. В общей же сложности в ходе СВО было уничтожено уже 85 эстонских наемников из имеющихся 190.
Ровно столько же (190) насчитали на Украине вооруженных боевиков из Латвии. А уничтожили их на 10 больше, чем эстонцев. В этой стране также наказывают за службу в иностранных армиях, но, как предписывает государственная политика сегрегации, граждан и неграждан по-разному. Граждане с разрешения правительства могут вступать в ряды вооруженных сил союзников Латвии, неграждане — ни при каких условиях. Иначе — до 4 лет заключения.
В общем, участие Литвы, Латвии и Эстонии в военных действиях на территории Украины становится все более активным. Уже поговаривают об отправке туда действующих военнослужащих из стран Балтии на официальных основаниях.
Судя по всему, на фоне серьезного истощения человеческих ресурсов в рядах ВСУ теперь граждане и военные Прибалтийских республик становятся новым расходным материалом в войне Брюсселя и Вашингтона против России.
Нет сомнений, что в этом случае большинство кадровых литовских, латвийских и эстонских военных добавится к тем 5 962 иностранным боевикам, которые уже нашли свой конец на чужой войне.
Напоследок необходимое замечание: все приведенные статистические данные о ликвидированных на Украине наемниках устарели, боевой счет российской армии постоянно и быстро растет.