Политика Политика

Беларусь и Россия синхронизируют информационную политику

7 мая в Беларуси и России отмечают День работников радио, телевидения и связи. В обиходе этот профессиональный праздник называют коротко — День радио. Он приурочен к первой демонстрации Александром Степановичем Поповым работы радио, которая состоялась 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества.

То, что Россия и Беларусь по-прежнему вместе отмечают День радио, посвященный одному из выдающихся достижений российской науки, говорит об общности исторической памяти и культурного пространства в рамках Союзного государства.

Появление радио ознаменовало начало эры массовых средств аудиовизуальной информации, имеющих максимально широкий охват аудитории. В начале ХХ века основным СМИ все еще оставалась печать, которая имела существенные ограничения, так как в тот период грамотность была еще далеко не всеобщей. Кроме того, радио и телевидение дали новые инструменты воздействия на массовое сознание, недоступные печатному слову, создав пропаганду в ее современном виде.

С этого времени человечество вступило в эпоху информационных войн, для победы в которых важен не только военный или экономический перевес, но и контроль над информационным пространством противника.

Интернет и социальные сети лишь расширили и усовершенствовали каналы воздействия на общество, но основы информационной войны были заложены именно в эпоху радио и телевидения.

В частности, одной из ключевых составляющих проигрыша СССР в холодной войне стали не только экономические проблемы, но и поражение на информационном и идеологическом фронте. Неумение советского государства работать с современными средствами информации и пропаганды, прежде всего в отношении собственного общества, привело к тому, что с какого-то момента население оказалось во власти западных нарративов, что во многом и обусловило коллапс советской системы.

В постсоветский период медиапространство бывших союзных республик также оказалось в значительной степени захвачено прозападной пропагандой, которая зачастую рядилась в национально-патриотические одежды.

Именно это, к примеру, случилось на Украине, фактическое подчинение которой евроатлантическим структурам сопровождалось агрессивной националистической и антироссийской пропагандой. Информационная монополия прозападных ресурсов привела к фактической «перепрошивке» общественного сознания и превращению Украины во враждебное антироссийское государство.

С аналогичным вызовом в 2020 году столкнулась и Беларусь. Государство фактически упустило новые электронные медиа- и социальные сети, где стали господствовать белорусские националисты и западники. Более того, в рамках многовекторного внешнеполитического курса считалось, что подобный «либерализм» будет способствовать налаживанию более конструктивного взаимодействия с Западом.

Фактически же получилось, что созданная в республике информационная сеть работала на раздувание протестных и антироссийских настроений, взрыв которых должен был окончательно утвердить в Беларуси радикальный прозападный националистический режим, аналогичный украинскому. Отразить этот удар удалось только благодаря более жесткой, чем на Украине, системе власти и лояльному ей силовому аппарату.

В России также долгое время работало большое количество прозападных либеральных СМИ, которые периодически пытались разогреть протестные настроения.

Сегодня, когда РФ и РБ оказались в состоянии острой конфронтации с Западом, информационный фронт остается одним из основных направлений противостояния.

В этих условиях была осознана недопустимость прежнего информационного «либерализма», благодаря которому в России и Беларуси вольготно чувствовали себя информационные ресурсы, фактически выступавшие в роли агентов и проводников враждебного влияния.

Эта враждебная информационная сеть была зачищена, а оставшиеся выжившие ресурсы теперь вещают из-за рубежа, будучи заблокированными на территории Союзного государства. Зачистке подверглась и сеть западного иновещания на Россию и Беларусь.

Однако важно не только зачищать информационное поле от враждебных ресурсов, но и продвигать собственную повестку, а также вырабатывать согласованную информационную политику в рамках Союзного государства.

К сожалению, до недавнего времени информационная политика России и Беларуси оставалась во многом рассогласованной. Страны формировали собственное медийное пространство независимо друг от друга. Более того, долгое время наблюдалась тенденция к обособлению белорусского инфополя от российского и к вытеснению российского информационного продукта с белорусского рынка.

Сегодня Беларусь и Россия работают над созданием общего информационного пространства. В частности, ведется работа по созданию медиакомпании Союзного государства. Соответствующее постановление Высшего государственного совета Союзного государства было подписано в январе 2024 года.

Сегодня взаимопроникновение информационных полей Беларуси и России существенно выше, чем несколько лет назад. Белорусские эксперты являются постоянными гостями на российских передачах, а россияне — на белорусских. В рамках союзной медиакомпании будет продолжена работа, направленная на донесение до аудитории объективной и достоверной информации, на отражение и купирование пропагандистских атак со стороны коллективного Запада, а также на развенчание фейков в отношении наших стран.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
1 мая
Первого мая в России и Беларуси традиционно отмечается День весны и труда. Праздник в свое время стал символом борьбы трудящихся за свои права. Вопросы в сфере трудовой политики, занятости и миграции остаются в центре внимания Союзного государства.
1 мая
Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил соотечественников с Праздником труда, отмечаемым 1 мая.
3 мая
Череда «цветных революций» на Балканах, Ближнем Востоке, на постсоветском пространстве и в других регионах была бы невозможна без деятельности так называемых неправительственных или некоммерческих организаций. Они позиционируют себя в качестве беспристрастных и объективных лиц, но на самом деле играют важную роль в продвижении либеральных порядков и ценностей там, где это выгодно их спонсорам в лице западных финансовых фондов, которые, в свою очередь, питаются чаще всего из правительственных источников.
4 мая
Государственное телевидение Молдовы впервые за 30 лет не будет транслировать пасхальную службы в кафедральном соборе Кишинева.