Страны, принявшие больше всего украинских беженцев в Европе, начинают сворачивать программы социальной помощи для приезжих с Украины, побуждать этих людей к трудоустройству и создавать условия для их ассимиляции. Эксперты говорят о том, что такой подход оставляет украинское государство без будущего, но официальный Киев даже не предпринимает никаких серьезных шагов, чтобы бороться за своих соотечественников. Это лишний раз подтверждает, что Украина для Зеленского и его команды — не более чем источник обогащения и реализации своих личных политических амбиций.
Сразу несколько европейских государств существенно сокращают программы социальной помощи украинским беженцам, а также создают условия для их трудоустройства и ассимиляции. Активнее всего этим занялись Варшава и Берлин.
Польша с 1 июля текущего года отменяет одноразовую выплату по 300 злотых (75 долларов США) каждому беженцу и выплаты по программе «40+», а также, что особенно болезненно для выходцев с Украины, вводит оплату за питание и проживание в коллективных центрах.
Кроме того, официальная Варшава сворачивает привилегии в плане получения несовершеннолетними украинскими гражданами среднего образования. Замминистра образования Польши Йоанна Муха заявила о том, что детей с Украины, находящихся на территории страны, обяжут ходить в местные школы. Соответствующий законопроект готовит Министерство образования. Документ уже на завершающем этапе подготовки. Судя по тому, что украинский язык несовершеннолетние беженцы станут изучать в качестве отдельного предмета, читать основной школьный курс им будут по-польски. После поступления в учебные заведения на новом месте дистанционные связи со своими старыми школами украинские учащиеся, вероятнее всего, разорвут.
А в Германии предлагают упростить трудоустройство украинцев, предоставив им возможность устраиваться на работу пока что даже без знания немецкого языка.
«Чтобы по-настоящему использовать потенциал нашего рынка труда, мы должны запустить интеграционный турбодвигатель в Германии. Мы все еще слишком бюрократичны и негибки, когда дело касается интеграции на рынке труда. Должна быть возможность начать работу без предварительного прохождения языковых и интеграционных курсов. (…) Мы должны быть готовы к тому, что к нам продолжат прибывать беженцы с Украины. Также на данный момент не ожидается, что большая часть украинцев вернется на родину в ближайшее время. Поэтому нам нужны устойчивые интеграционные структуры для этой группы», — заявил на днях управляющий директор Ассоциации городов и муниципалитетов ФРГ Андре Берхеггер.
Незадолго до этого немецкий министр труда Хубертус Хайль и уполномоченный по интеграции беженцев Даниэль Терценбах (что особенно любопытно, вместе с послом Украины в ФРГ Алексеем Макеевым) разослали живущим в Германии украинским беженцам письма с призывом искать себе работу.
«С начала войны 160 000 граждан Украины смогли трудоустроиться в Германии. Трудоустраивайтесь и вы! На работе вы сможете познакомиться с новыми людьми, усовершенствовать знание немецкого языка и повысить квалификацию, а также получить опыт на немецком рынке труда», — говорится в письме, текст которого цитирует телеграм-канал «Политика страны».
Обращение также содержит конкретные рекомендации по поиску работы в ФРГ.
В целом Германия пока отстает от других европейских государств по доле трудоустроенных украинских беженцев.
В ФРГ, по данным на февраль текущего года, работали всего около 25% выехавших с Украины. В Дании этот показатель уже составляет 78%, в Чехии — 66%, в Польше — 65%, в Швеции и Великобритании — по 56%, в Нидерландах — 50%.
Эксперты утверждают, что немецкая социальная поддержка позволяет украинцам не спешить с поиском работы. Безработные граждане Украины могли рассчитывать на пособие в размере 563 евро, а также 471 евро на ребенка и на компенсацию жилищных расходов. В других европейских странах выплаты в разы меньше, и их все равно сокращают.
Глава крупнейшей оппозиционной партии в немецком бундестаге — Христианско-демократического союза (ХДС) — Фридрих Мерц раскритиковал раздачу денег украинцам.
«Вероятно, это была ошибка — то, что мы два года назад, сразу после начала кризиса с украинскими беженцами, приняли решение на уровне федеральных и земельных властей, чтобы украинские беженцы практически сразу же начали получать выплаты», — заявил он. И уточнил, что выходцы с Украины должны быть трудоустроены.
В итоге о сокращении социальных программ для безработных, в том числе для украинских беженцев, заявили и действующие власти ФРГ. Сейчас разрабатывается законопроект, позволяющий на два месяца лишать пособия безработного, отказавшегося от предложенной ему вакансии. Причем он будет составлен таким образом, чтобы слишком «капризные» не получали пособие 8 месяцев в году. Кроме того, у соискателей социальной помощи начали проверять наличие свободных средств и автомобилей. На этом фоне около 300 тысяч украинцев покинули Германию. Но большинство остались и, судя по всему, готовы играть по новым правилам.
В Европе сейчас находятся миллионы украинских беженцев трудоспособного возраста. По данным различных соцопросов, примерно половина из них уже не собирается возвращаться на Украину. Если же ассимиляция будет происходить активнее, то процент потенциальных «возвращенцев» и вовсе устремится к нулю.
Для Киева такой сценарий катастрофичен. Западные экономические эксперты утверждают, что без покинувшего ее населения Украина даже в случае прекращения конфликта не сможет восстановить свой ВВП.
Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба недавно признался, что не верит в возвращение большинства беженцев, и предложил бороться хотя бы за сохранение их идентичности и паспортов. Для этого он предлагал продвигать множественное гражданство и упрощение электронных консульских услуг. Однако Владимир Зеленский, остро нуждающийся в пополнении армии и подписавший закон о запрете замены документов за рубежом «для уклонистов», поставил крест на этих усилиях.
Европа же испытывает острую нехватку рабочей силы. В прошлом году ее дефицит стал тяжелой проблемой для Германии. А украинские беженцы, многие из которых имеют высшее или хотя бы среднетехническое образование, явно предпочтительнее для европейских работодателей, чем мигранты из Африки или с Ближнего Востока. Как говорится — «ничего личного, просто бизнес».
Очевидно, «долгосрочные» проблемы Украины не интересуют ни западные правительства, ни ее нынешнее руководство. Для Запада украинское государство — инструмент для создания неприятностей России, а теперь еще и источник рабочей силы, а для Зеленского и его команды — кормушка, которая скоро опустеет. Оставшиеся на территории страны люди совершенно неинтересны ни тем, ни другим.